Проповедь на евангельское повествование от Луки 13: 10-17.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В человеческой жизни, дорогие братья и сестры, очень важно иметь добрые взаимоотношения, доброжелательно относиться друг к другу, потому что только такое отношение созидает дух единения, братства, согласия, мира и всего того, что должно составлять неотъемлимую часть нашей жизни, как личной, так и семейной, так и общественной. Однако, к сожалению, в практической нашей повседневной жизни бывает совсем наоборот: дух злобы, ненависти, зависти часто руководит человеком, его взаимоотношениями с другими людьми. Особенно опасна зависть, потому что зависть, как говорит Святитель Иоанн Златоуст, это многоглавый зверь, т. к. она включает в себя многие другие пороки и страсти: злобу, ненависть и многие другие пороки, которые проистекают и скрываются в состоянии зависти. Зависть — это, действительно, пагубный порок, который разъедает добрые (должные) взаимоотношениями между людьми. Если человек завидует, он ненавидит того, который вызывает чувство зависти. И вот, сегодня, дорогие братья и сестры, вы слышали евангельское повествование, которое нам вскрывает пагубность этого порока. Конечно, этот порок, как сказал Святитель Иоанн Златоуст, многоглавый зверь, поэтому он проявляется различным образом. И нынешнее евангельское повествование говорит нам об одном из таких многоразличных проявлений этого чувства зависти.

Евангелист Лука поведал нам о том, что Господь был в одной из синагог и там поучал народ. И в это время он увидел женщину согбенную, или, как говорит евангелист, скорченную, она не могла выпрямиться. Господь сжалился над нею, подозвал её к Себе и сказал ей: «Женщина, ты освобождаешься от недуга твоего». Говоря это, он возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и прославила Бога. Но в это время старейшина, начальник синагоги, увидев это, вознегодовал. Он посчитал, что Господь нарушил субботний покой, т. к. это был именно день субботний, когда собирали всех в синагогу и Господь поучал здесь народ именно в субботу. Вознегодовал этот законник, увидев в исцелении несчастной женщины нарушение закона о субботнем покое. Господь сказал этому старейшине: « Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13: 15-16) И, как замечает евангелист, устыдились все те, которые противились Господу, а народ возрадовался и прославлял вместе с исцеленной женщиной Господа за те чудные дела, которые Он совершал.

Вот таково евангельское повествование. Обратим внимание прежде всего на то, что Господь назвал начальника синагоги лицемером. Почему Он так его назвал? Господь объяснил, что каждый из них оказывается милосердным по отношению к скоту, отвязывая от яслей и ведя на водопой. А вот по отношению к человеку этот начальник не проявил должного сострадания, доброжелательного отношения. Он тоже мог бы возрадоваться вместе с другими, что исцелилась эта женщина, а он, вместо того, чтобы радоваться, сказал, что вот есть 6 дней в неделю, тогда и приходите исцеляться, а не в день субботний. Вот как он сказал, не подумав даже о том, что его собственные слова свидетельствуют о неразумии, потому что в синагогу приходили в субботу. Там была общая молитва, там было рассуждение, наставление относительно того, что содержится в ветхозаветном законе, а в другие дни люди работали. Куда им приходить? А он говорит, что приходить надо в другие дни чтобы исцеляться. Куда приходить, к нему, он, что ли, будет исцелять? Вряд ли, конечно. Он даже не мог помышлять об этом. Конечно, неразумно он сказал относительно того, чтобы приходили в другие дни. В этом и заключается лицемерие, а лицемерие — это и есть одно из проявлений зависти, потому что этот законник, как и многие его единомышленники, был противящимся Господу. Завидовали Господу, что именно Его прославляют. Книжники и фарисеи были преисполнены вот этой зависти, поэтому и враждовали против Господа, они поэтому и предали Его на беззаконный суд, осудили на смерть, потому что завидовали Ему. Даже Пилат, когда совершал свой суд, понимал, что по зависти привели книжники. фарисеи и первосвященники иудейские Господа на суд к нему. Вот эта зависть руководила и человеком, который был начальником синагоги.

Зависть — это очень страшный порок. Святитель Василий Великий говорит, что зависть — это самый непреодолимый вид вражды, потому что, действительно, человек, который всецело поглощён этим пороком, проявляет ненависть и вражду против того человека, который вызывает чувство зависти.

Зависть бывает разной степени возрастания в душе человека. Этот порок незаметно вкрадывается в душу и постепенно там завоёвывает свое место. Когда же он всецело обладает человеком, тогда человек, действительно, становится враждебно настроенным по отношению ко всем людям, которые, так или иначе, вызывают это чувство зависти.

Поводов для зависти очень много. Ещё мудрый Екклесиаст в Ветхом Завете говорил, что успех в труде вызывает зависть. И, поэтому, если кто преуспевает, кто имеет какие-то преимущества над другими, кого прославляют за те или иные дела, всё это вызывает чувство зависти у человека, который поражен этим недугом.

Святой Василий Великий говорит, что, сам завистник страдает от этого своего чувства, но он не всегда осознает эту страшную, внутреннюю, невидимую для посторонних глаз, болезнь. А святой Василий Великий уподобляет зависть ржавчине, которая изъедает железо, или червю, который дерево точит, или моли, которая портит шерсть. Вот таково действие зависти душе самого того человека, кем обладает этот страшным порок. Но, поскольку, этот порок возрастает в душе человека, то он может проявляться и внешним образом. Вот, как мы видим, на примере этого начальника синагоги. Бывают и другие проявления. Святой Василий Великий говорит, что завистник — это человек, который враг того, что есть и друг того, что погибло. Он приводит такой пример: если кого-то прославляют за какие-то добродетели, хвалят его за какие-то внешние его проявления, за его красоту, за его таланты, это уязвляет завистника и он негодует. А, вот, когда этот человек, который был жив и прославляли его, умер, тогда он начинает восхвалять умершего: таким-то он был добрым и замечательным. Но делает это, говорит Василий Великий, не для того, чтобы прославить умершего, а для того, чтобы усугубить скорбь тех людей, которые потеряли этого человека. Вот как проявляется чувство зависти по словам святого Василия Великого. И, действительно, зависть — это многоглавый зверь, который гложет человека, но который способен и к тому, чтобы человек, обладаемый этой страстью, соответствующим отрицательным образом действовал на окружающих людей. Если чувство зависти слишком обладает человеком, то вражда завистника может проявляться стремлением к тому, чтобы нанести обиду человеку. Если, например, человека хвалят за добродетель, то эти добродетели завистник считает пороком. Если человек мужественный. То завистник считает его слишком суровым, если проявляет благотворительность, то завистник говорит, что он расточительный и т. д. То есть, хочет опорочить добродетели, считая их и представляя их не как добродетели, а как пороки этого человека. А если вражда против человека, вызывающего зависть, доходит до предела, то, конечно, тут в ход идут и коварство, и использование всевозможных средств для того, чтобы уничтожить того человека, который вызывает зависть.

Вот, дорогие братья и сестры, то, что проистекает из этого страшного, незаметного подчас, порока. Если он всецело обладает человеком, разъедая душу и сердце, может привести к самым непредсказуемым деяниям со стороны завистника по отношению к тем людям, которые вызывают чувство зависти.

Святой Василий Великий говорит, что нужно всячески остерегаться этого чувства. Если те или иные завистливые мысли приходят в сознание человека, то нужно против этого бороться тем, что ничто из внешнего не должно быть предметом зависти. Если, например, у человека внешняя красота есть, если у него власть есть, если богатство есть, то этому не нужно завидовать, т. к. это скоропреходящее, это мимолетно, хотя многие и пользуются многие годы тем, чем обладают, но, всё равно, это скоро проходит, и человек ничего с собой не возьмет из этого мира уходя в мир иной. Предметом зависти могут быть добродетели, но в этом случае, как говорит Василий Великий, надо не завидовать, а стяжать себе, приобретать себе эти добродетели и, таки образом, можно погасить чувство зависти. Конечно, это требует труда, усилий со стороны человека, усилий его воли, его неуклонного стремления достигнуть соответствующих добродетелей.

Вот, дорогие братья и сестры, то, что проистекает из того евангельского чтения, которое мы слышали сегодня. Святые отцы дают нам соответствующее наставление, которое предупреждает нас об опасности этого невидимого порока, этой страсти, и дают нам надлежащее врачевание против этого страшного недуга. Будем же, дорогие братья и сестры, внимательны к тому, что нам говорит слово Божие, о чем нам говорят Святые Отцы для того, чтобы мы доброжелательно относились к окружающим нас людям.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
8 декабря 2013г
Оставить комментарий

Добавить комментарий