Проповедь на праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

На исходе Ветхого Завета святые праведные Иоаким и Анна привели в Иерусалимский храм свою единственную дочь Богоотроковицу Марию для того, чтобы она воспитывалась при храме Иерусалимском и в дальнейшем служила в этом храме Богу. Это было событие важное прежде всего для благочестивых родителей Иоакима и Анны, для Самой Преблагословенной Девы Марии потому, что, войдя в храм, она здесь имела возможность всецело отдаться молитве, чтеню Священного Писания, богомыслию, что особенно важно, ибо нужно не только читать слово Божие, но и размышлять над смыслом и значением того, что говорится в Священном Писании, в Божественном Откровении для каждого человека. И, затем, Богоотроковица Мария трудилась при этом храме, занималась рукоделием и, всё время, прибывая в этом храме, возрастала не только телесно, но и духовно. Поэтому Святая Церковь в этот праздничный день, прославляя Божию Матерь, называет Её Пречистым Храмом Спасовым, т.к. Она действительно стала вместилищем Божества, приготовив себя надлежащим образом, живя в храме, совершая там молитвословия, упражняясь в чтении слова Божия и, таким образом, стала «многоценным чертогом», как говорится в церковных песнопениях.

Этот праздник в честь введения во храм Божией Матери, конечно, имеет историческое значение прежде всего потому, что это событие совершилось на заре Нового Завета, на исходе Завета Ветхого, и, таким образом, это событие как бы приближает пришествие в мир Самого Господа и Спасителя нашего. Но жизнь праведных Иоакима и Анны, и то, что они совершили, что они сделали для того, чтобы их дитя единственное воспитывалось надлежащим образом в храме Божием и затем предавалась служению Господу. Для этого они сделали всё, что необходимо было сделать, чтобы Дева Мария была достойна пребывать в храме и воспитываться при храме.

Это указывает на необходимость надлежащего воспитания детей в семье. Святой Иоанн Златоуст говорит, что семья — это малая церковь, а церковь — есть училище благочестия, и, поэтому, семья должна быть школой семейных добродетелей, супружеской верности, неизменной любви супругов, целомудрия детей, послушания детей родителям, трудолюбия. Божия Матерь, когда была в храме, занималась рукоделием и таким образом Она была уже дома приготовлена к тому, чтобы так же поступать и в храме, неленостно трудиться, служить Господу не только посредством молитвенных обращений к Господу и чтением Священного Писания, но и Своим трудом делать вклад в то, чтобы благоукрашался храм.

В каждой христианской семье тоже нужно таким же образом поступать, воспитывать своих детей, чтобы они были приобщены к тем семейным добродетелям, которые должны быть присущи в христианской семье, потому что в семье готовчтся будущие члены общества и, живя в этом обществе они должны поступать соответствующим образом. Чему дети научатся дома в семье, так они будут поступать и в обществе, будут честными, трудолюбивыми, преданными своему Отечеству гражданами.

Далее, дорогие братья и сестры, то, что Божия Матерь вошла во храм, и при храме продолжала дело своего воспитания и служения Богу, это указывает на то, что и христианский храм тоже является важным местом и для того, чтобы надлежащим образом воспитывать чад, церковных, чад Божиих. Сызмальства, конечно, нужно воспитывать детей таким образом, чтобы они приучались к храму. Не только дома молились, жили в послушании, трудолюбии, приобретали соответствующие навыки, благожелательно относились к своим родителям, своим братьям и сестрам, но и в храме надлежащим образом тоже должны уготовлять себя к тому, чтобы умножать те добродетели, зачатки которых они получили в своей семье. Богослужение, церковное пение, священнодействия, которое совершается в храме Божием, несмотря даже на малый возраст, приобщают их к благоговейному прибыванию в храме, побуждают надлежащим образом вести себя в доме Божием. Воспринимая дух молитвенный, атмосферу храма в свое сердце, в свою душу дети могут проникаться добрыми чувствами, которые потом естественным образом будут проявляться и во взаимоотношениях с родителями и с окружающими людьми.

Конечно, дорогие братья и сетры, пример Божией Матери побуждает нас к тому, чтобы мы тоже занимались чтением Священного Писания и размышляли над тем, что нам говорит слово Божие, дабы, прилагая его к своей собственной душе, к её состоянию, почерпали в Слове Божием и врачество для души и просвещение для своего разума, мы правильно делали надлежащие выводы для своей жизин, для своих поступков, для своего поведения, для своего отношения к окружающим нас людям. Святитель Тихон Задонский говорит, что слово Божие — это врачество для душ и телес и обильная пища для ума человеческого, чтобы человек духовно питался и имел возможность, вникая в слово Божие, возрастать духовно, приобретать ценности непреходящие, которые заключаются в Божественном слове. И многое другое мы можем почерпнуть из этого события, которое ныне воспоминает Святая Церковь и совершает празднество в честь введения во храм Божией Матери. Будем же, дорогие братья и сестры, внимательно относиться к тому, что нам вещает Святая Церковь в этот святой день в своих песнопениях и молитвословиях. Обращаясь к Святой Матери, праславляя Её, Святая Церковь дает нам возможность поучаться на примере и благочестивых родителей Её, и на Её личном примере прибывания и служения Богу в Иерусалимском храме. По молитвам Пресвятой Богородицы Господь да управит наш жизненный путь

Аминь.

 Протоиерей Василий Стойков

4 декабря 2013г

Оставить комментарий

Добавить комментарий