Проповедь в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, нынешний воскресный день предлагает нам богатство наставлений, назиданий, которые должны вдохновлять нас и побуждать к праведной жизни.

Нынешнее Евангельское чтение от Матфея свидетельствует нам, прежде всего, о тех чудесах, которые совершил Господь. Неоднократно Он совершал такие чудеса, и сегодня евангелист Матфей поведал нам о некоторых из тех великих дел, которые совершил Господь наш Иисус Христос. Евангелист Матфей поведал нам о том, что Господь, окружаемый множеством людей, шествовал и при этом наставлял тех, которые окружали Его. В это время два слепца обращались ко Господу и говорили Ему : «Иисусе Сыне Давидов, помилуй нас». Господь вошел в селение и там вошел в дом. Подошли к нему эти два слепца, и Господь спрсил их: «Верите ли, что Я смогу делать то о чем вы просите?» — конечно, они просили о том, чтобы Господь избавил их от слепоты, и они сказали: «Да, мы веруем». И Господь, коснувшись их глаз, освободил их от слепоты. И затем после этого, когда эти слепцы вышли уже из дома и Господь тоже вышел для того, чтобы продолжать Свой путь вместе с окружавшими Его людьми, привели ко Господу еще одного недужного человека, который был одержим немотою. Бес немоты обладал этим человеком, и он не мог говорить. Господь изгнал беса, и этот человек начал говорить. И люди, которые видели это, восхищались, удивлялись, восклицали, радовались тому и говорили, что никогда во Израиле ничего подобного не было, т. е. на протяжении всей истории богоизбранного народа они не знали такого случая, который бы свидетельствовал о том, что немой был освобожден от своего недуга. О чем это говорит? Это говорит прежде всего о Божием всемогуществе, о том, что Господь обладая божественной силою, творил такие дела, которые недоступны простому смертному. Свидетельствуя об этих делах чудных, евангелист обращает внимание на то, что Господь проявил заботу об этих людях, которые были лишены того или иного органа восприятия окружающего мира. У человека пять чувств восприятия, когда человек лишается хотя бы одного из этих органов, то он, естественно, чувствует себя ущербным. В особенности человек, который не видит окружающего мира. Если он не может говорить, то он всё таки видит, он слышит, он может так или иначе реагировать на окружающий мир. Бывает и так, как свидетельствует нам Евангелие, что люди одновременно страдают немотой и глухотой, таким образом, лишаются двух органов восприятия окружающего мира. Такие люди еще более того страдают, но и они могут тем не менее реагировать на окружающий мир посредством зрения и ощущения. И Господь проявляет к ним заботу и любовь, помогает им в тех тяжких обстоятельствах, в которых они находятся.

Обратим внимание на то, как обращались ко Господу слепые: «Иисусе Сыне Давидов, помилуй нас!» Они конкретно не говорили, в чем они ожидают помилования, но это было понятно, потому что Господь видел, что они слепы, и им нужно помочь, освободить от слепоты. Они просили Его помиловать, и Господь проявил милость, любовь, заботу об этих людях. Та же забота проявлялась Господом и к человеку, который был нем. Очень важно нам всегда обращать внимание именно на то, что Господь являет Себя в Евангелии, как любящий отец, как заботящийся отец о Своих чадах.

Сявтой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит о том, что «Бог есть любовь». И человек, как образ Божий, если проявляет любовь к Богу должен проявлять любовь и поэтому Сам Господь об этом учил, говоря, что есть две заповеди: любви к Богу всей душей, всем сердцем, всем разумением, всеми силами своей души и любви к ближнему как к самому себе. Необходима именно такая любовь, потому что на этой заповеди утверждается весь закон и пророки, как сказал Господь. И это, конечно, является основой и евангельских заповедей. О чем бы ни говорили заповеди, в основе всех заповедей лежит именно любовь, потому что от этого происходит доброе отношение к окружающим нас людям.

И другое Евангелие мы сегодня слышали — это Евангелие от Иоанна, Господь, оставляя этот мир обращается к Богу Отцу и просит Его сохранить невредимыми Своих ближайших учеников-апостолов.

Уходя из этого мира, Гоcподь заботится с любовью о тех, которые были поручены Ему и, как говорит Сам Господь, когда Он был с ними, Он сохранял всех, кроме, к ак сказал Он, «сына погибельного», который сам отрекся от Господа. Господь проявлял Свою заботу об апостолах во время пребывания на земле, а, уходя из мира, просит Своего Отца, чтобы Он проявлял такую же любовь и сохранял апостолов после того, как Сам Господь оставит землю.

И в нынешнем апостольском чтении из послания к Римлянам другими словами говорится о том же, что необходимо провлять заботу и любовь по отношению к ближнему. Святой апостол Павел в своем послании говорит нам, что необходимо проявлять нам угождение друг другу. Что это за угождение? Угождение может быть различным. Есть такое угождение, которое может быть и действительно является грехом — это человекоугодничество, когда человек проявляет такое чувство к тем, которые стоят выше его: кто имеет власть, кто богат, кто имеет какое-то влияние в обществе для того, чтобы получить какие-то блага, т. е. руководствуется какими-то расчетами себялюбивыми, для того, чтобы угодить человеку, от которого зависит в той или иной степени благополучие и какие-то выгоды для этого человека, который проявляет такое чувство. Конечно, святой апостол Павел вовсе не имеет в виду вот такое угодниччество другим людям, потому что в другом месте в своих посланиях он прямо говорит: «Если бы я угождал человекам, то не был бы рабом Божиим». И поэтому святой апостол Павел, когда говорит, что необходимо угождать друг другу, имеет в виду именно заботу, любовь по отношению к ближнему, потому что, как он говорит далее в этом послании: «необходимо угождать ко благу в созидание», т. е. не вообще угождать, а «ко благу в созидание», т.е. то, что необходимо для созидания в душе человека добрых чувств, намерений, а также добрые дела, которые являются проявлением того доброго расположения, которое сокрывается в душе человека.

И, таким образом, дорогие братья и сестры, и евангельские чтения и чтение апостольское побуждают нас к тому, чтобы мы проявляли деятельную любовь, любовь не на словах, а именно любовь деятельную, проявляли милосердие и заботу по отношению к тем людям, которые нуждаются в нашей помощи.

И так, дорогие братья и сестры, внимая евангельскому и апостольскому призыву, будем стремиться к тому, чтобы сеять вокруг себя добро, стремиться к тому, чтобы наши ближние всегда находили в нас утешение, заботу и подлинную христианскую любовь.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
27 июля 2014г

Оставить комментарий

Добавить комментарий