Проповедь в неделю 6-ю по Пятидесятнице.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны(Рим.12:10-12). В этих немногих словах, которые мы слышали сегодня в Послании святого апостола Павла к Римлянам, преподаются нам очень важные истины. Святой апостол Павел в своих наставлениях раскрывает смысл и значение учения Самого Господа и Спасителя нашего и предлагает нам те правила, которые должны быть поставлены во главу угла нашей жизни и поведения на всех путях нашего бытия.

В самом деле, дорогие братья и сестры, если вдуматься в смысл и занчение вот этих слов святого апостола Павла, то мы увидим как они важны, как они необходимы для исполнения в нашей повседневной жизни.

Будьте братолюбивы- что значит быть братолюбивым? Это значит проявлять любовь к окружающим нас людям. Господь сказал, что нужно любить ближнего, как самого себя. Святой апостоло Павел, как бы разъясняя смысл и значение этой необходимой заповеди, говорит относительно братолюбия, предполагая, что мы знаем, о том как происходит жизнь в каждой семье. В семье нормальной, благочестивой, потому что семья — это малая Церковь, она является образом того, как должны осуществляться наши взаимоотношения в большой христианской семье. Все Христиане — это большая семья, которая составляет тело Церкви, а тело Церкви возглавляет Сам Господь наш Иисус Христос. Используя образ семьи, святой апостол Павел имеет в виду, что в семье братья и сестры любят друг друга, понимают друг друга, стремятся к тому, чтобы помогать друг другу в каких-либо неблагоприятных обстоятельствах. Святой апостол Павел в другом месте в своих посланиях говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»(Гал.6:2). Какой закон? Закон любви, потому что любовь должна быть жертвенной, т. е. человек должен в какой-то степени ограничивать себя ради ближнего. И вот эти бремена или тяготы, как сказано в славянском тексте, необходимо носить для того, чтобы исполнить закон Христов, потому что Господь сказал, что необходимо любить ближнего, как самого себя.

Как сказано в Священом Писании, «Никто никогда не имеел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29). И вот это тепло христианской любви должно простираться на всех людей. И поэтому святой апостол Павел указывает на то, что необходимо не просто отвлеченно проявлять свою любовь, а деятельно, как он сказал «бремена друг друга необходимо носить». Если встречаются какие-то препятствия, какие-то невзгоды, то нужно разделять эти невзгоды с нашими ближними, на которых мы должны смотреть, как на родных братьев и сестер. Святой апостол Павел говорит также, что необходимо «радоваться с радующимися и скорбеть со скорбящими», т.е разделять и радость и скорбь, потому что радость, если она разделяется — она усугубляется и одухотворяется. Если это скорбь, то она уменьшается, когда разделяется другими людьми. Очень важно, когда человек скорбит, он не должен отчуждаться от других людей. Ему наоборот необходимо стремиться к тому, чтобы сближаться с теми людьми, которые его знают, которые помогут ему своим участием или своим словом уменьшить ту скорбь,которая постигает человека.

Скорби неизбежны в нашей жизни. Это мы знаем на личном опыте. Скорби, конечно, бывают разные: бывают временные, бывают более постоянные, бывают малые, бывают и большие скорби, в зависимости от того, как это происходит в жизни и в зависимости от того, как человек воспринимает скорби потому что, когда человек преувеличивает скорби, когда он только замыкается в себе и думает, что он самый несчастный человек, что вокруг него только одни благоденствующие люди, а не старается вникнуть в то, что другие люди тоже страдают и даже, так называемые, благоденствующие имеют какие-то неизвестные нам скорби и печали, но о которых мы не знаем, а думаем, что вот они благоденствуют и иногда даже проявляем чувство зависти по отношению к ним, не понимая, не зная, не ведая о том, что и они тоже не лишены личных скорбей и переживаний.

Святой апостол Павел далее, как мы слышали, говорит относительно того, что необходимо «предупреждать друг друга в почтительности» — это соответствует тому, что говорил Сам Господь: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», т. е. Господь требует, чтобы мы не ожидали, чтобы люди делали нам добро, а сами, прежде всего делали это добро другим людям. И святой апостол Павел в соответсвии с этим говорит, что нужно «предупреждать в почтительности друг друга», т. е. быть впереди, а не отвечать на соответсвующее отношение к нам других людей.

«В усердии не ослабевайте», — говорит святой апостол Павел. Что это означает? Это означает, что мы не должны только так время от времени проявлять какие-то добрые чувства по отношению к нашим ближним, а быть усердными и не ослабевать, т. е. всегда памятовать о том, что наши ближние, как и мы сами, нуждаемся в участии со стороны других. Поэтому в усердии добродетели не нужно ослабевать, но проявлять его соответсвующим образом.

Далее святой апостол Павел говорит относительно того, что «Богу служить», и при чем служить с ревностью, не быть теплохладным, а осуществлять свое служение с надлежащей ревностью, стремлением, с «пламенем духа», чтобы сделать все возможное, что зависит от человека. Но служение Богу, конечно, сопряжено со служением ближнему — это не разделяется, потому что, как сказал Сам Господь, что любовь к Богу и ближнему — это заповедь, на которой основывается весь закон и пророки. Эта двуединая заповедь должна быть всегда у нас в памяти, чтобы мы ею руководствовались. Поэтому «служить Богу» — это означает также служить людям, ради Господа, во славу Божию, не ради каких-то личных расчетов, а, именно, во Славу Божию.

Далее святой апостол Павел говорит, что необходимо «утешаться надеждою». Что это означает? Утешаться надеждою, проявлять терпение в скорбях и пребывать в непрестанной молитве — это три повеления святого апостола Павла, которые тесно связаны между собою. «Утешаться надеждою» необходимо в личных скорбных обстоятельствах, поэтому святой апостол Павел соединяет вот эти три повеления, три наставления, что необходимо быть терпеливыми в скорбях, молитву иметь постоянную, чтобы укрепляться благодатью Божией.

Надежда на Бога — это якорь спасения, это якорь среди бурного житейского моря. Когда мы плывем по этому бурному житейскому морю, то, как корабль в море нуждается в надежном якоре, так и мы в жизни нуждаемся в надежном якоре, которым является надежда. Надежда, конечно же, на Бога, потому что Сам Господь через пророков говорит: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс.145:3), хотя, возможно, мы и можем ожидать какой-то помощи со стороны ближнего — это естественно, потому что, если святой апостол Павел говорит о необходимости «быть братолюбивыми», то это означает, что это взаимная любовь, взаимная поддержка в различных обстоятельствах жизни.

Скорбь, как мы знаем, неизбежна, но причины скорбей бывают различные. Вот человек потерял своего ближнего, которого любил и считал своим другом, а друг перестал быть таковым: он изменил своей дружбе, не только изменил, но и оклеветал человека, проявил такое недружелюбное деяние и, конечно, это вызывает скорбь. Человек ожидал от своего друга всего самого лучшего, а тут неожиданно проявилось какое-то бессердечие и даже то, что является весьма пагубным для человека. Он ожидал добра, а в замен получил самое неблагоприятное для него отношение. Или вот другой пример (конечно примеров очень мно): у родителей заболел ребенок. Очень тяжкая болезнь посетила его, и врачи говорят, что ребенок скоро скончается. А родители, вместо того, чтобы обращаться к Богу с молитвами, утешать себя и давать утешение болящему, переживают сами в себе эту скорбь, которая постигает их, и не находят выхода. Они сами себя загоняют в тупик этого переживания, впадают в уныние иногда даже в отчаяние, сами доходят до болезни, потому что своим таким неразумным переживанием они ничего не могут сделать для своего больного дитяти, а только поражают свое сердце, таким образом усугубляя свою личную болезнь. Когда человек скорбит, нужно не убегать от людей, а общаться с людьми, общаться с Господом. Почему? Да потому что, если мы общаемся с людьми, делимся своим горем, то, как сказано разделенное горе значительно уменьшается. А когда мы обращаемся к Господу, то тем самым мы вселяем в себя надежду, о которой говорит святой апостол Павел : «утешаться надеждою», потому что только надежда на Бога поможет убавить ту сердечную скорбь, которую человек испытывает. Человеческие слова часто бывают недостаточны, чтобы утешить скорбящего, а Господь утешает, потому что Он милосерден, Он дает силы, чтобы переносить всевозможные жизненные испытания в том числе и те скорби, которые связаны с болезнями близких нам людей.

Вот это всегда очень важно помнить, дорогие братья и сестры, что не нужно замыкаться в себя и аккумулировать в себе ту скорбь, которая посетила, потому что это не приводит к благоприятному исходу. Человек должен делиться тем, что наболело у него в душе, для того чтобы облегчить, освободить себя от того, что гнетет его душу. И это возможно в общении с людьми, которые благорасположены к скорбящему человеку. В особенности же необходимо обращаться к Богу и просить небесной благодатной помощи. Вот почему святой апостол Павел прямо и говорит, что необходимо утешаться надеждой и быть постоянным в молитве. Молитва — это общение с Господом, поэтому святой апостол Павел и соединяет эти три наставления: утешаться надеждою, быть терпеливыми в скорбях, быть непрестанными в молитве». Терпение, о котором говорит святой апостол Павел, это не какое-то пассивное состояние. Терпение — это состояние активное, которое должно побуждать человека преодолевать те препятствия, которые встречаются в жизни, умягчать те скорби, которые посещают человека, и это во многом зависит от самого человека, если он обращается за помощью к Господу и действительно в надежде на Господа видит достаточное утешение.

Будем же, дорогие братья и сестры стремиться к тому, чтобы эти наставления святого апостола Павла всегда были в памяти, в нашем уме, в наших сердцах, для того, чтобы мы руководствовались ими в своей повседневной жизни.

Будем же братолюбивы, как призывает нас святой апостол Павел, будем предупредительны в почтении друг к другу, будем стремиться к тому, чтобы служить Богу ревностно и ближнему своему во славу Божию, стремиться к тому, чтобы в постигающих нас испытаниях иметь утешение надеждою, терпение в скорбях и постоянную молитву.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
20 июля 2014г

Оставить комментарий

Добавить комментарий