Проповедь в неделю о Страшном Суде.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Уже в течение трёх недель Святая Церковь поучает нас трогательными и умилительными песнопениями, призывая нас к тому, чтобы мы расположили свое сердце к покаянию и исправлению. И, благодаря именно этому, мы должны в это подготовительное к посту время думать относительно того, каким же образом мы должны совершать покаяние, как полагать начало нашему исправлению. Святая Церковь в этих песнопениях, которые мы слышим в эти воскресные дни, говорит нам о том, что мы должны помышлять о Страшном суде Божием и, вспоминая о своих прегрешениях, трепетать от осознания своей виновности пред Богом.

«Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу Страшнаго Дне Суднаго». Так нам говорит Святая Церковь, влагая эти слова в наши уста и в наши сердца для того, чтобы мы не только слушали и умилялись этим песнопением, но чтобы прилагали это в своей духовной жизни как бальзам на нивидимые раны нашего сердца и нашей души. А вот сегодня, в неделю мясопустную, которая именуется ещё неделей о Страшном суде, Сам Господь призывает нас к тому же, т. е. к покаянию и исправлению нашей жизни.

Евангелист Матфей поведал нам о том, как Господь, предваряя Свое отшествие из этого мира, наставлял окружающих Его людей и говорил о том, что настанет время, когда Сын Человеческий явится снова во второе славное пришествие с Ангелами святыми для того, чтобы совершить окончательный суд над всем родом человеческим. И, как говорит Господь, Он поставит одних людей по правую сторону, других по левую. По правой стороне будут праведники, котрым Господь скажет: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». И тогда праведники скажут: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?» И Господь скажет: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». И, таким образом, как мы видим, Господь отождествляет Себя со всеми нуждающимися, побуждает нас видеть в каждом человеке, который требует помощи, Самого Господа. И тогда Господь обратится и к тем, кто по левую сторону и скажет им, что они прокляты, потому что они ничего подобного не сделали, что когда Он был алчущим и жаждущим, то они не оказали помощи, когда Он был нагим, больным, в темнице, то они тоже не послужили Ему. Эти, стоящие по левую сторону, т. е. грешники скажут: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?» И Господь им тоже ответит: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Поэтому, заключая Свое повествование о том, что ожидает род человеческий в конце миробытия, Господь сказал, что праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники — в огонь вечный.

Вот такова участь праведников и грешников, и это указывает, что Господь, по Своему человеколюбию, предупреждает всех людей о том, что ожидает их в конце всего мира, когда настанет всеобщее воскресение и общий суд над всем родом человеческим, когда, по слову святого апостола Павла, каждый из нас должен будет дать ответ о том, что он сделал доброго или худого и, в зависимости от этого, получить соответствующее воздаяние, потому что тогда уже определится конечная участь всех людей. Если в настоящее время мы молимся и о себе, и о наших близких, и не только о живых, но и об умерших, имеем возможность и каяться, и исправляться. Мы молимся и об умерших и надеемся, что Господь по нашим недостойным молитвам простит их прегрешения, то тогда определяется конечная участь всех людей. И, в зависимости от того, кто поступал по доброму, тот получит соответствующую награду — жизнь вечную, блаженство в жизни вечной. А кто поступал худо, тот подвергнется мучениям, потому что такова воля Божия. Господь предупреждает, Он не устрашает, когда говорит о том, как будет происходить Страшный суд. Страшным суд будет для тех, кто окажется по левую сторону. Для того, чтобы не оказаться там, Господь, по Своему человеколюбию, предупреждает, чтобы люди, живя в этом мире, стремились к тому, чтобы жить свято, а если согрешают, то каяться, исправляться и направлять свой путь к тому, чтобы удостоиться находиться по правую, а не по левую сторону праведного Судии.

И вот это повествование Господа говорит нам относительно того, что мы должны совершать соответствующие добрые дела. Господь перечислил некоторые из этих добрых дел. Конечно, это не подробный перечень всего того, что мы должны делать, Господь на примерах только указывает в каких направлениях мы должны действовать для того, чтобы творить добрые дела. Истинная христианская любовь изобретательна, и поэтому тот, кто имеет милостивое сердце, тот найдет применение своих сил и способностей к тому, чтобы совершать те или иные добрые дела, не только те, которые указаны Господом, но вообще добрые дела, в которых нуждаются окружающие нас люди. В этом, собственно, и заключается смысл того, что говорит Господь в своем повествовании о Страшном суде, потому что это то, на что мы должны обращать наше внимание в первую очередь, к чему должны стремиться, т. е. направлять свой путь к тому доброму направлению, которое указывает нам Господь: не только накормить и напоить жаждущих, одеть нагого, посетить больного или в темнице находящегося человека, вообще проявлять нашу любовь деятельную, действенную по отношению к окружающим нас людям. В этом и должна состоять наша жизнь, потому что добрые дела — это дела, которые направлены человеком не на самого себя, потому что в таком случае это будет себялюбие и эгоизм, а не любовь. А добрые дела — это те дела, которые направляются по отношению к нашим близким, окружающим нас людям. В этом, собственно, и заключается смысл того, что требует от нас Сам Господь. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны стремиться к тому, чтобы осуществлять в своей жизни всё то, что заповедано нам Господом. Мы должны идти по пути, который может привести нас к находящимся по правую сторону в соответствии с тем, что ныне говорит нам Господь. Мы должны идти по этому пути неленностно, мы должны ревностно осуществлять христианские добродетели для того, чтобы оказаться достойными Божия милосердия и всего того, что ожидает праведников. Мы должны стремиться к тому, чтобы жизнь наша соответствовала заповедям Господним. Господь дал нам свои повеления для того, чтобы мы исполняли в своей жизни всё то, что сказано в Евангелии, к чему нас призывают святые апостолы, как верные последователи Господа и правозвестники Божественной воли во всем мире. Вникая в смысл Евангелия и посланий апостольских, мы должны стремиться к тому, чтобы повседневно заботиться о чистоте своей жизни, о добрых делах, которые мы должны совершать, о том служении христианском, которое необходимо для того, чтобы мы, действительно, были не на словах только христиане, а на самом деле, по существу своему, по своей жизни, деятельности, по своим поступкам, деяниям и стремлениям. Потому что Господь судит о всём том, что мы не только делаем, но и думаем, к чему стремимся, каковы наши помышления, каковы наши желания, часто греховные. Всё это ведомо всеведащему Богу, и поэтому никто не может укрыться от праведного Судии. Здесь нам тоже надо иметь в виду то, что наши слова, наши поступки имеют очень часто не кратковременное влияние на окружающих нас людей, а они продолжаются, и мы не всегда можем проконтролировать и предвидеть, к чему приведёт праздное наше слово и, тем более, гнилое наше слово, наше оскорбление ближнему или даже простое невнимание по отношению к ближним, оно может привести этого человека к каким-то непоправимым последствиям, потому что ожидал от нас чего-то, но не получил и впадает поэтому в отчаяние, в уныние. И, таким образом, наши слова, и дела, и поступки оказываются действенными и после того, как мы их совершили. Вот если мы так подумаем, то увидим, что, например, умирает отец или мать, но на детях сказывается то, к чему послужил пример жизни родителей. Если умирает начальствующий, то его деяния по отношению к подначальным будут сказываться ещё в течение длительного времени. Если умирает наставник, так вот то, что он говорил своим воспитанникам, сказывается в течение долгих лет потом, в зависимости от того, что этот начальник вложил в души, умы и сердца своих воспитуемых. Если умирает писатель, то его произведения могут оказывать влияние на многие последующие поколения. Поэтому каждый должен относиться весьма ответственно к тому, что он говорит, что он делает, как он поступает, к чему стремится.

Итак, дорогие братья и сестры, внимая тому, что нам говорит Господь, будем стремиться к тому, чтобы наши деяния помогали нам по пути, ведущему к тем праведникам, которые стоят по правую сторону праведного Судии, чтобы нам удостоиться этого призыва Господа, про который мы слышали в Евангелии: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира».

Аминь.

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры с этим воскресным днём, с этим подготовительным днём к Великому посту. Следующая за этим воскресным днём седмица называется Сырной. Сегодня — мясопуст, т. е. заговение на мясную пищу. А Сырная седмица позволяет вкушение молочной пищи для того, чтобы мы облегчили себя не только духовно, но и физически, чтобы уменьшили наше тяготение к тому, чтобы отягощать себя излишеством пищи и должны проводить эту седмицу соответствующим образом. Не стремиться к тому, что говорят окружающие, которые считают, что Сырная седмица — это широкая масленица, в которую можно объедаться, упиваться, веселиться, потому что человек, который таким образом проводит Сырную седмицу нелегко может войти на поприще поста. Как человек, отягченный множеством яств, сможет сразу начать постное воздержание? Это невозможно, потому что если человек таким образом поступает, то пост ему просто невозможно надлежащим образом начать и продолжать. А если постепенно ограничиваем себя в пище, то, естественно, уже так легко и свободно можем войти на поприще поста, чего да удостоит нас Господь по Своей милости.

Протоиерей Василий Стойков
23 февраля 2014г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий