Русский Север – окно в Святую Русь

365aВ нашем храме 17 февраля и 10 марта 2013 года проводились беседы на тему “Русский Север – окно в Святую Русь”. Рассказывалось об истории освоения края, об особенностях материальной и духовной культуры народа. Были показаны фотографии, представлены архивные и современные аудио и видеозаписи народных исполнителей.

Русский Север охватывает огромную территорию. Это нынешние Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Карелии и Коми республики.

Природа края исключительно красива и разнообразна. В Северный океан несут свои воды могучие реки: Печора, Мезе́нь, Северная Двина, Онега, многочисленные их притоки. Бьют ледяные ключи. Холмистые долины, покрытые бескрайней тайгой, оживляются живописными лесными озёрами и перемежаются болотами. Северное небо, более светлое и низкое по сравнению со средними широтами, наделено особо богатой гаммой оттенков, непрестанно меняющими знакомый пейзаж. Необычайно тонкая тихая северная красота природы завораживает душу и навсегда западает в сердце.

290aНесмотря на суровый климат, север с давних времён привлекал своими богатствами: рыбой, зверем, лесом. Письменные источники свидетельствуют о появлении русских людей на Печоре в XII веке. В XIII-XIV веках на Белом море, на реках Печоре и Мезе́ни промышляли новгородцы, ростовцы, москвичи. С конца XV века в удалённых районах Севера строятся монастыри-крепости, остроги и слободы для торговли с народами севера и с Сибирью.

Территория и в настоящее время остаётся достаточно редкозаселённой. В основном деревни расположены вдоль рек – главных транспортных путей. Крестьяне занимаются рыбной ловлей, охотой, сельским хозяйством, в первую очередь животноводством.

986aВся жизнь Русского Севера была тесно связана с православием. С церковной и монастырской книжной культурой. Народ проявил особую твёрдость в защите старой веры. Были на Севере и самосожжения старообрядцев при разорении скитов (Мезенские гари). В конце XVII-первой половине XVIII века на север пришёл большой поток старообрядцев из центральных областей России. На средней Печоре в Усть-Цильме это даже вызвало демографический бум. Староверы за твёрдость в православии, трудолюбие были приняты местным населением с большим уважением. Результатом такого вливания стало ещё большее упрочение православного сознания как стержневой идеи бытия народа.

911aНа Севере основывалось огромное число монастырей. Многие храмы являются шедеврами деревянного зодчества. Многочисленные обетные кресты, старинные и воздвигаемые в наше время, и поныне осеняют землю.

203aУникальной является материальная культура Русского Севера. Крестьянские усадьбы – огромные – “на семи верстах”, как поётся в песнях, добротные, красивые и исключительно функционально оправданные дома-хозяйства. В самом их устроении содержится целая философия уклада народной жизни – большой, крепкой, работящей семьи. Удивительно красивы изделия народных ремёсел, зачастую являющиеся произведениями искусства. Резные деревянные расписанные наличники, прялки, шкатулки, посуда, птицы; плетёные изделия; ткачество, вышивка, вязанье. Медное литьё, славившееся на всю Россию. Ощущение праздника не покидает при соприкосновении с каждой вещью, сработанной народными умельцами.

Но самым ошеломляющим впечатлением о Русском Севере, особенно для нас горожан, являются свидетельства духовной жизни русского народа – образцы народной поэзии. Нам исключительно повезло. Более 150 лет Русский Север является объектом особого изучения учёных славистов и музыкантов. Десятки экспедиций из Московского университета, Пушкинского Дома (ИРЛИ), Московской и Петербургской консерваторий собирали образцы народной поэзии. Архивы насчитывают тысячи единиц хранения. Многое опубликовано. Это былины (ста́рины), духовные и покаянные стихи, исторические песни, баллады, обрядовая и календарная поэзия. Народная поэзия включает различные жанры с особыми законами построения текстов и исполнения: величанья, причеты, шуточные, корильные песни, припевки, небывальщины. Непременным условием существования народной поэзии является её неотделимость от музыки. Тексты живут только в музыкальном исполнении. Музыка даёт дополнительный объём: эмоциональную окраску, философское расширение смысла.

172aПесни свадебные, рекрутские, хороводные, плясовые. Каждая имеет своё утилитарное обиходное назначение и является плодом народного творчества, отшлифованным десятками поколений исполнителей, испытанным не одной сотней лет. В песнях применительно к конкретным обстоятельствам в мягкой художественной форме: с шуткой и теплом проговариваются правила поведения и общежития на основе канонов народного мировоззрения. Стихи, даже будучи сюжетно не связанными с православием, несут в себе суть православного мышления. Солнечные зайчики любви рассыпаны всюду в “горностаюшках”, “подруженьках”, “ясных соколах”, “бра́телках”. Дух песен состоит в удивительной цельности осознания Божьего мира природы и себя в мире Божьем и в мире социальном: семейном, общинном.

Оттого так разительно отличаются народные песни от тех, что порождены городской культурой. И по строю поэтических образов, и по музыке, и по форме исполнения. Необычайно красивы народные многоголосия. В традиционной крестьянской песенной культуре невозможно солирование. Запевала задаёт лишь строй, но стоит подхватить хору, как его голос вплетается в общий музыкальный узор. Гармония и равновеликость являются фундаментальными принципами построения отношений между людьми – братьями и сёстрами. Они не могут быть разрушены в интересах искусства.

323aЛучшие образцы народной песни отличают особый колорит: яркость, открытость, насыщенность звука, рельефность музыкальной ткани, непременный элемент импровизации. Непосредственность, детская наивность, прямота вхождения в образ. Искренность и радость чистой души сияют в голосах подлинных (аутентичных) народных исполнителей. Это не под силу имитировать даже профессионалам, отшлифованным многолетним музыкальным образованием. Не случайно “Жемчужинами Севера” назвали диск с записями народных певцов музыканты Петербургской консерватории.

Каждый песенный жанр, бытующий на Русском Севере, представлен в записях коллекционеров десятками образцов. Причём, будучи записанными в районах удалённых друг от друга на тысячи вёрст: в Обонежье, в Поморье, на Печоре, тексты в целом сохраняют исключительное подобие. Это и могучие, украшенные точёными эпитетами старинные былины. И древние величальные “виноградия”, распространённые только на Севере.

В каждой песне, рассредоточенное и расцвеченное поэтическими образами, подспудно присутствует смысловое нравственное зерно, мировоззренческое начало. В текстах заложены канонические представления крестьян о семейных отношениях, о правилах общежития, об отношениях с внешним миром. В них удивительно устойчиво повторяются славословия русским городам: Киеву, Москве, Ярославлю, Рязани, Петербургу. Древность с современностью соединяют былины и исторические песни. Поражает то, что крестьянин всегда осознавал себя неразрывно с народом в едином историческом пространстве России.

217abКак правило, песня не существовала сама по себе, но при всей общности поэтических формул при исполнении была обязательно персонифицирована конкретными людьми, величаемыми по имени-отчеству. Каждому участнику события: члену семьи, гостю примерялись драгоценные ризы героя. Его как бы приподнимали от земли.

Особенностью северных песен является их открытость во внешний мир, эпическое мышление. Персонажами, украшающими и расширяющими стихотворное пространство, непременно являются птицы и звери, природа, города́ и сёла.

Ещё одной особенностью народной поэзии является рассыпчатость текстов на множество устойчивых эпитетов: “узорчаты скатерти”, “скатный жемчуг”, “золотой перстень”, “высокий терем”, “красна девица”, воплощающих стандарт красоты, ясного и светлого – простого мира. Зримый и главный (иконографический) образ сущности, необходимый, но и достаточный. Любое дальнейшее уточнение и доразвитие, дописывание портрета в контексте народного поэтического мышления явилось бы безвкусицей, нескромностью. И это также является результатом того гармоничного, равновеликого, тихого устроения души, которое сформировалось под сенью православия.

Целый пласт народной поэзии составляют духовные и покаянные стихи, повествующие о житиях святых и наставляющие в аксиоматике православной жизни. Во время постов допускалось лишь пение былин и духовных стихов.

333aВесь Русский Север жил в едином культурном пространстве. Всем понятные образы совершенной красоты и нравственной чистоты, многократно отражённые от светлого северного неба, напоивали всю нравственную и бытовую жизнь народа. Каждое событие было обобщено и расцвечено музыкой слова. Узором филигранно выточенных образов, согревающих сердце каждого русского. Они, как камертон, держали дух человека в лоне народного мышления.

Для внешнего человека, коллекционера и систематизатора, народная поэзия может представляться блистательным многообразием отдельных форм художественного типизированного отражения ситуаций народной жизни. Которые можно дегустировать и оценивать. Но для певцов и сказителей, этой дробности нет. Народное сознание цельно. Все жанры народной поэзии – это грани одного драгоценного камня поэтической души народа. Поэзия во всём своём многообразии пронизывает душевное устроение отдельного человека, соединяя его со всем народом и с Богом. Образ красоты и истины принят от предков, запечатлен сердцем, должен быть подарен детям и внукам.

236abПреемственность, согласие детей и отцов жить пред Богом, сохранявшееся веками, твёрдость нравственных основ и душевная тишина и создали ту гармонию – лад, в котором выкристаллизовалась высочайшая народная культура.

На Русском Севере народом был воплощён идеал мироустройства православного общежития – строительство Святой Руси. Из-за удалённости и труднодоступности края этот духовный, нравственный и материальный уклад жизни смог развиться в значительной чистоте и самобытности и просуществовал несколько веков. Народ сам построил цивилизацию, устремлённую, как шатровый храм, к небу. Цивилизацию Красоты и Радости.

Говоря о народной культуре Севера, нам приходится в значительной степени использовать архивные записи уже ушедших форм народной поэзии.

К счастью, вопреки трагическим тенденциям развития социума, нивелирующим национальные особенности, в ряде районов Русского Севера до сих пор сохраняются живые очаги древней русской культуры.

Л.Ф. Московская
Все фотографии Архангелькой области Лешуконского района.
Версия для печати здесь.
Оставить комментарий

Добавить комментарий