Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святая Церковь собрала нас ныне в храм Божий для того, чтобы мы прославили историческое евангельское событие, которое Церковь наименовала Сретением Господа и Спасителя нашего. Свидетелями этого преславного события были Божия Матерь, праведный Иосиф Обручник, праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, которая, как свидетельствует евангелист Лука, находилась неотступнов храме Иерусалимском и молитвою, и постом, и днем, и ночью служила Господу.
Евангелист Лука повествуетнам о том, что во исполнение предписания ветхозаветного закона, закона Моисеева, родители Богомладенца принесли Его в храм для того, чтобы совершить то, что полагалось, посвятить Его на служение Богу и принести надлежащие жертвы. Когда они пришли в храм Иерусалипский, праведный Симеон, водимый Духом Святым, пршёл тоже в храм и принял на свои руки Богомладенца Христа и произнес благодарственную и хвалебную молитву в честь Спасителя, потому что в Богомладенце, которого он принял, он увидел проповеданного ветхозаветными пророками Спасителя мира. Симеон возрадовался этому событию, потому что, как говорит евангелист, ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими очами пришедшего в мир Христа Спасителя. Он возрадовался, когда это древнее предсказание осуществилось, потому что он долго ждал этого времени. И, вознося Господу молитву, прославил Господа за то, что Он явил свет всем людям и спасение принес. Эту радость воспринимали также праведный Иосиф и Божия Матерь, потому что они слушали то, что говорит праведный Симеон и, внимая его пророческим словам, тоже радовались, влагали в свои сердца то, что говорил этот праведный благочестивый старец. Радость была для всех участников этого события. И Анна Пророчица, которая служила постоянно при этом храме, тоже провозвещала всем чающим пришествие в мир Христа Спасителя, свидетельствуя о том, что это событие произошло, то, что предсказывалось в древности стало, явью.
Событие это произошло в самом начале Нового Завета, того Завета, который Господь пришёл заключить со спасаемым человечеством. Но среди этих радостных минут, которые связаны с тем, что праведный Симеон благодарил Господа и восхвалял Его за то, что Он явил Свою милость, прозвучали и другие слова, которые должны были вызвать противоположное настроение, потому что старец Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…». А благославляя Иосифа и Божию Матерь обратился к Божий Матери со словами: «Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Неожиданно было среди радостных восклицаний и торжественного благодарения Господа произносить и слышать эти слова и, тем не менее, старец Симеон произнес их, потому что своим пророческим духоносным взором он видел грядущее будущее и видел, что, действительно, этот Младенец, что лежит у него в объятиях, вызовет те противодействия, которые связаны с тем, что не все воспримут Его, как своего Спасителя. Поэтому для одних Он окажется «на падение», а другим «на восстание». В чем же заключается это «падение» и «восстание», о котором говорит старец Симеон? Это касается, конечно, внутреннего духовного состояния и вообще жизненного направления каждого человека. Если человек чистым духовным взором взирает на Господа, внимает Его словам и воспринимает их как волю Божию, как достояние своей жизни, то он восстает от греховности и стремится к праведности. Если человек не внимает слову Господа, а живет по своему усмотрению, подчиняется своей греховной воле, то он совершает падение, и в этом греховном падении его духовные очи ослепляются и он не видит того пути, который указывает ему Господь и он находится в греховном падении. Таким образом, всё зависит от человека, потому что Господь никого не влечет насильно. Человек должен сам избрать свой путь, потому что перед ним всегда два пути — путь жизни и путь смерти. Путь жизни заключается в том, чтобы следовать за Господом, внимать Его слову, стремиться тому, чтобы соответствовать заповедям Господним, или же наоборот — отвращаться от того, к чему призывает Господь, и идти в совершенно противоположном направлении. Это противоположное направление — путь к смерти. И, таким образом, человек сам избирает тот путь, который он предпочитает и идет или путем жизни, или путем смерти. Таким образом осуществляется это пророчество праведного Симеона, который сказал, что «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле».
Во время земной жизни Господа тоже проявилось это различное отношение людей ко Господу. Мы знаем, что многие, внимая слову Спасителя, пошли за Ним. Это прежде всего ближайшие Его ученики святые апостолы, множество тех людей, которые внимали слову Господа, следовали за Ним из города в город, из селения в селение, слушая Его Божественное учение. Это множество исцеленных Господом болящих, скорбящих, тех, которые были исцелены, избавлены от сопротивной силы, это все те, которые видели в Спасителе своего Господа и избавителя от всех зол и, прежде всего, от греха. Но были и такие, которые противились Господу и не только противились, но и стремились к тому, чтобы оклеветать Его. Когда Господь совершал великие чудеса, они, для того чтобы опорочить Его, говорили, что не силой Божией Он совершает эти великие дела, а силою вельзевула, князя бесовского. Это были книжники, фарисей и первосвященники, которые враждовали против Господа, которые стремились к тому, чтобы всячески препятствовать распространению Божественного слова, которые не признали в Господе Мессию, предсказанного пророками, несмотря на то, что кичились знаниями ветхозаветного закона, знаниями Священного Писания, в котором ясно указывалось на то, что пришедший в мир Господь есть Мессия, Спаситель мира. И, таким образом, они стремясь соблазнить многих, оказались среди тех, которые совершали свое падение. Поэтому Господь многократно обличал книжников и фарисеев, не только за то, что они не приняли Его, но и потому, что по внешности исполняли предписания ветхозаветного закона, а внутри были полны всякой мерзости, уподобляя их гробам приукрашенным, которые только снаружи кажутся привлекательными, а внутри полны мёртвых костей.
Вот, дорогие братья и сестры, то, что предрёк праведный Симеон Богоприимец, принявший на свои руки Богомладенца Христа. И, конечно, те испытания, которые претерпел Господь, Божия Матерь тоже принимала глубоко в свое сердце. Богоприимец назвал ее страдания оружием, которое должно было пронзать душу Божией Матери. Божия Матерь была на Голгофе, видела страдания своего Божественного Сына и это, конечно, болезненным образом сказывалось на её материнском сердце.
В нынешнем евангельсом чтении сказано также, что праведный Симеон предсказал о том, что откроются помышления сердец многих. О чём это говорит? Это свидетельствует о том, что проповедь Господа, для многих будет таким откровением, которое нужно будет принимать всем сердцем. Но, естественно, не каждый человек в полной мере воспринимает это, потому что те грехи, которые имеются у человека, являются препятствием к тому, чтобы воспринимать в полной мере Божественный Свет, Свет Божественной Истины. Если сердце человека преисполнено греховности, то он сам препятствует проникновению Свету Божественной Истины в свою душу. Но, кроме того, имеются и внешние всевозможные искушения, соблазны, которые препятствуют многим приходить ко Христу. И очень важно нам знать, что эти соблазны, необходимо преодолевать, потому что они мешают нам следовать ко Христу, идти Ему навстречу. Очень важно помнить и то, что, как предупреждают нас святые Отцы, иногда сами христиане, хотя именуют себя верующими воХриста, если ведут свою жизнь не в соответствии с заповедями Христа, то они представляют соблазн, потому что слова не соответствуют жизни. Можно говорить прекрасно, но если мы живём худо, то это не привлекает, а отвращает людей от Господа. Святитель Иоанн Златоуст, который жил в четвертом столетии и проповедовал в таких великих городах, как Антиохия и Константинополь, говорил, что если бы все, именующие себя верующими во Христа, были истинными христианами, то вокруг не было бы язычников. Но как в его время, так и в наше — язычников вокруг полно. О чём это свидетельствует? Это говорит о том, что мы недостаточно своей жизнью говорим о тех непреложных ценностях, которые мы исповедуем. И не только словом, и не столько словом, сколько самой жизнью мы должны проповедовать о Христе. По крайней мере, мы не должны подавать соблазна, потому что, как говорит апостол Павел, что христиане не должны подавать повода к соблазнам ни эллинам, ни иудеям, ни Церкви Божией, а должны жить свято и непорочно для того, чтобы собой, своей жизнью, всем своим поведением свидетельствовать об истинности того, что проповедует Святая Церковь, к чему призывает нас Сам Господь. Будем же, дорогие братия и сестры, стремиться к тому, чтобы соответствовать своему христианскому званию и следовать за Господом, и призывать окружающих нас людей не только словом, но и святой жизнью к тому, чтобы они находили свой путь в храм Божий, свой путь ко Христу.
Аминь.