Судьба священника

1221Отрадненский храм посвящен достаточно редко упоминаемому святому – Иоанну Милостивому, Патриарху Александрийскому. Но именно благодаря этому факту его настоятелем пятнадцать лет назад стал преподаватель Санкт-Петербургских Духовных школ, заслуженный профессор, протоиерей Василий Стойков. Ведь первый храм, в котором будущему священнику довелось прислуживать 12-летним мальчишкой в далёком украинском селе, тоже был освящен в честь Иоанна Милостивого… Через неделю отцу Василию исполнилось 83 года, и за плечами у него непростая, как и у многих жителей нашей страны, жизнь. Большая часть этой жизни посвящена служению Богу.

Раскулачили за фруктовый сад

Отец Василий очень хорошо помнит своего деда Савву. Был он мужичком крепким, но жил бедно – потому как главным его богатством были 12 детей. А легко ли накормить и одеть такую ораву? На всех приходилось одна пара сапог – один работает, другие дома сидят. Вот в такой многодетной семье и росла мама Василия Ольга (а жили они в Одесской, ныне Кировоградской, области). Потом дали семье земельный надел в два гектара. И решил дед Савва заложить фруктовый сад. Сажали всей семьей, осенью. Было холодно, а дети – босиком. Зато посадили и яблони, и груши, и вишни, и сливы, и черешню. Сад принялся. Через несколько лет повезли урожай на базар, а оказалось, что не больно-то на фруктах разбогатеешь – у соседей такого добра тоже хоть отбавляй. Но сад все же получился хорош, особенно когда набрал силу. Многие тогда завидовали, за этот же сад дедушку впоследствии раскулачили. Он был вынужден переехать в соседнее село Ольшанка, которое и стало родным для будущего священника.

Папа отца Василия Иван Стойков, наоборот, был сирота, болгарин по происхождению. В тех местах существовали целые болгарские селения. Еще Екатерина II давала земли в Новороссийском краю болгарам с тем, чтобы здесь они жили, а заодно охраняли пределы государства. Ведь рядом и польская граница, и берег турецкий.

Как познакомились родители, отец Василий не знает, слышал лишь, что папа до первой мировой войны был трудником на Афоне – родственники отправили. Но как война в 1914 г. началась – всех россиян вернули на родину…

После свадьбы молодые начали жить в Ольшанке, в доме на берегу реки Синюхи. В 1929 году родился первенец Василий, затем две дочки. А в 1932 году у Стойковых случилась беда. Весной сильным половодьем унесло и дом, и живность. Осталась лишь швейная машинка «Зингер» на тяжелой чугунной станине.

Пришлось скитаться по соседям, пока не смогли купить другой дом. А приобрели его так. Одну ольшанскую семью раскулачили, дом забрал Сельсовет, а семья приютилась в небольшом старом домишке. Вот у сельсовета-то и приобрели дом родители Василия. Но и это жилище не стало постоянным. Когда немцы оккупировали деревню, раскулаченные вернулись в свой дом, правда взамен отдали старый маленький домишко. Пришлось Стойковым переезжать в очередной раз. Одна радость была – возле самого дома располагался колодец 24-метровой глубины, к которому за водой полсела ходило: в других местах не могли до водяной жилы достать.

Родители отца Василия были людьми религиозными. Дома часто вслух читали Евангелие, да еще и на двух языках.

– Особенно нравилось взрослым, когда я читал Священное Писание на болгарском языке, – вспоминает священник. – Родители с нами говорили на украинском, а между собой – на болгарском. Да и в селе было много болгар. Так что язык я усвоил с детства.

Первые службы – в оккупации

IMG_19751Во время оккупации немцы позволили возобновить службы храме, который в 30-е годы был отдан под клуб. Мама познакомила 12-летнего Василия с батюшкой, и тот предложил мальчику помогать на службе в качестве пономаря.

Однажды зимой, отправившись к священнику по какой-то надобности, Василий увидел, как напротив батюшкиного дома немцы вешают партизан. Их было человек 10, в одном исподнем, босиком – ужасное зрелище, которое запомнилось на всю жизнь.

Когда немцев прогнали, храм снова забрали под дом культуры, но взамен выделили небольшую мазанку в центре села. Чтобы установить в этой мазанке старинный иконостас, привезенный из Болгарии, пришлось его разрезать. Но хотя бы уже не травили за веру, как это было в двадцатые-тридцатые годы. Окончив школу в 1948 году, Василий получил рекомендацию от местного священника в одесскую семинарию.

Его зачислили сразу на второй курс. Время было тяжелое, послевоенное. Хлеб – по карточкам. Каждому учащемуся давали буханку с тем, чтобы он самостоятельно распределил её на неделю. Зато какая радость была, когда карточки отменили, и семинаристам нарезали хлеб на тарелки, и есть его можно было, не считая кусочки! В это полуголодное время Василий умудрялся еще и сестре-студентке помогать. Как успешный ученик он получал стипендию, а кроме того, подрабатывал с друзьями: пилил и колол дрова.

В 1951 году Василий Стойков окончил семинарию и получил направление в ленинградскую Духовную академию для продолжения обучения. На втором курсе женился. Супругу не смущало, что муж – будущий священник. Матушка Нина сама из верующей семьи, да и двоюродный брат тоже учился в академии. Он-то и познакомил молодых. Начали было после свадьбы на работе пенять: как же она могла за потенциального попа замуж выйти. Однако Нина была девушка бойкая, тут же парировала: «А где та Духовная академия открыта – в Америке или у нас, в Советском Союзе?».

Правда, в дальнейшем девушке не раз пришлось почувствовать, что значит быть женой священника в СССР. И долго ждать не пришлось. Молодые приняли решение, что пока Василий доучивается в академии, матушка, родившая первенца Георгия, поживет у его родителей на Украине. В Ольшанке ей даже сначала удалось устроиться на работу в столовую. Однако некий партийный руководитель узнал, что Нина Стойкова – жена будущего священника, и возмутился, что она в общественное место работать устроилась. Матушку тут же уволили, несмотря на то, что она была беременна вторым ребенком.

«Неужели еще остались такие дураки?»

25_04_20041Тем временем Василий Стойков успешно оканчивал академию. Во время обучения ему очень даже пригодилось знание болгарского языка. В библиотеке Санкт-Петербургских Духовных школ хранятся переводы проповедей Патриарха болгарского Кирилла, «Обсуждения календарных проблем» профессора софийской Духовной академии Тодора Сыбева и еще ряд переводов, выполненных Василием Стойковым.

В конце IV курса, 20 марта, он был рукоположен во диакона, а через два месяца, 5 июня 1955 года, в Никольском соборе Ленинграда Василий Стойков стал иереем, то есть священником. После выпускного новоиспеченный батюшка остался в Духовных школах профессорским стипендиатом (для научной подготовки в течение года надо было написать стипендиатский отчет). Также ему поручили преподавать историю славянских церквей.

Теперь, когда отец Василий преподавал и мог служить, он вызвал семью. Тем более что ему была обещана жилплощадь при академии. Однако это жилье дали другому профессору. И Стойковым с детьми пришлось поселиться у одного знакомого батюшки в Вырице.

– Всё лето мы вместе с детьми жили на веранде. Когда стало холодно, сняли комнату у местной верующей женщины. На дорогу в один конец приходилось тратить 3 часа, – вспоминает отец Василий первые годы семейной жизни. А что делать, ведь с небольшой зарплатой и детьми непросто найти жилье в Ленинграде. Но зато удалось договориться со старостой парголовского храма и снять сруб новой баньки, в котором жили, пока в 1958 году не купили старый дом дореволюционной постройки. Так Парголово стало второй малой Родиной Стойковых. Здесь же родился их третий ребенок – дочь Марина.

К сожалению, детям тоже довелось узнать, что значит быть «поповскими детьми». Больше всего досталось старшему, Георгию. Он не вступил в пионеры, за что подвергался в школе серьезному давлению со стороны учителей. Да и в разборках с одноклассниками всегда считали виноватым именно его. Так что матушке Нине в школе приходилось бывать нередко. Среднего сына Николая и дочь Марину уже не так «прессовали» – видно, привыкли. Однако когда Марина поступала в педагогическое училище, у одного из членов приемной комиссии, когда он узнал, что она дочь священника, «хватило ума» ляпнуть: «А я и не думал, что еще такие дураки остались!» Может, кому-то и было бы забавно услышать такое в отношении профессора Духовных школ, но Марина расплакалась и убежала. Хорошо, нашлась в той же приемной комиссии женщина, которая ее догнала, успокоила и убедила не обращать внимания на подобные реплики. Девочка поступила и успешно училась. Хотя стипендию, положенную за хорошую успеваемость, ей сначала тоже не хотели давать как поповской дочери.

6 рублей на счету

09_03_20131Если Парголово для отца Василия стало вторым домом, то Духовные школы стали местом, с которым связаны 56 лет преподавательской, научной и административной деятельности. Благодаря аналитическому уму, широкому кругозору и умению ладить с людьми протоиерей Василий Стойков был назначен сначала секретарем, а затем проректором по воспитательной работе. В 1982 году Митрополит Антоний направил отца Василия служить в Князь-Владимирский собор настоятелем. Четыре года Стойков окормлял приход одного из известнейших храмов Ленинграда. Затем ставший митрополитом будущий Патриарх Алексий II вернул отца Василия в Духовные школы, назначив сначала проректором, а затем и ректором.

Когда Стойков возглавил Духовные школы (академию и семинарию), на дворе стоял 1992 год. Время в материальном отношении очень тяжёлое и для страны, и для Церкви.

–€ Я принял академию с 6-ю рублями на счету, – рассказывает отец Василий. – Мы получали для наших столовых продукты с городских баз, и надо было платить, а платить было нечем. Хорошо, что продукты давали в долг. Но работники уходили, потому что зарплаты не было. Приходилось «бомбить» письмами Патриарха Алексия II, чтобы помогли с деньгами. В 1994 году с финансами стало полегче. На посту ректора Василий Стойков пробыл 4 года. Затем снова был определен ближе к своей любимой научно-преподавательской стезе – проректором по учебной работе.

Тогда же, в конце 90-х, в Отрадном собралась группа единомышленников, которые загорелись идеей восстановить в городе храм Святителя Иоанна Милостивого, разрушенный во время войны.

Или, по крайне мере, возродить приходскую жизнь, а уж со строительством храма – как Бог даст. Но дело как-то не ладилось, не удавалось определиться с настоятелем, с помещением, да и вообще было понятно, что всё надо будет начинать с нуля.

Когда отец Василий, к этому времени уже маститый протоиерей, профессор (это звание было ему присвоено в 1975 году), узнал, что в Отрадном хотят возродить храм в честь того же святого, что и храм в Ольшанке – его первый храм, он понял, что это судьба. И неожиданно для всех, несмотря на высокую должность и немолодой уже возраст, протоиерей Василий Стойков соглашается стать настоятелем храма Свт. Иоанна Милостивого, продолжая при этом заниматься преподавательской деятельностью.

В 1997 году в Кировске прошло совещание с участием Митрополита Владимира и районных властей, где Владыка благословил Стойкова на настоятельство. И уже 9 апреля в Отрадном прошло учредительное собрание, где присутствовали активисты создания храма, а также глава местной администрации Владислав Киселёв.

Для богослужений городские власти выделили коридор старой поликлиники. В нем обустроили алтарь, и начались регулярные службы по воскресным и праздничным дням. А через год случилось чудо. При поддержке руководителей района и города Андрея Васильева и Владислава Киселёва приходу было передано здание бывшего клуба возле станции Ивановская. Оно очень подходило под храм, а после надстройки колокольни и ремонтных работ стало выглядеть совсем как настоящая церковь.

С того памятного 9 апреля минуло 15 лет. За эти годы приход вырос и окреп. А сотни отрадненцев смогли в храме Святителя Иоанна Милостивого не только креститься, венчаться или проводить своих близких в последний путь, но и получить здесь совет и духовную поддержку в трудной жизненной ситуации.

Вместо послесловия

Для миллионов наших сограждан, которые сейчас находятся в преклонном возрасте, судьба уготовила непростую жизнь. Мало кто может похвастать, что хлеб их был лёгок. Но у священников в СССР он нередко был горек еще и от незаслуженных обид и оскорблений. Выбирая в то время служение Православной церкви, люди вставали, по сути, на путь подвига. Тем большего уважения заслуживают те, кто прошёл этот путь достойно, умея прощать, любить и утешать.

Мнение

23_02-20131Благочинный Кировского округа, настоятель Успенского в д. Лезье-Сологубовка и Скорбященского храма в Петербурге, духовник Санкт-Петербургских Духовных школ, протоиерей Вячеслав Харинов, вставший на путь священнического служения именно в этом храме, под началом отца Василия, вспоминает: «…Отец Василий очень поддерживал меня в трудные моменты. Он ценил то, что я совершаю в отношении осмысления войны, увековечения памяти наших солдат, изучения истории. У него я учился и учусь быть патриотом своей страны. Он, безусловно, оказал на меня большое влияние. Феномен этой личности понуждал меня неоднократно размышлять о многих вещах, которые никогда бы не разрешились в моей пастырской практике, если бы я не встретился с этим человеком» Из интервью электронному изданию «Православие и мир»

Справка

За годы служения и преподавательской деятельности протоиерей Василий Стойков награжден орденами: Равноапостольного князя Владимира (2 ст.), преподобного Сергия Радонежского (2 ст.), святого Климента Охридского (2 ст.) Болгарской Церкви, орденом Гроба Господня Иерусалимской Церкви, святителя Софрония Врачанского (2 ст.) Болгарской Церкви, святителя Макария, митрополита Московского (2 ст.).

Елена ЛОГИНОВА
«ЛАДОГА» 14 апреля 2012 год
Оставить комментарий

Добавить комментарий