Святой Исаак Сирин
Если желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи Ему прежде любовь твою телесными трудами. В них — начало жития.
Пост — ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержных, красота девства и святьтни, светлость целомудрия, начало христианского пути, мать молитвы, предшественник всех добрых дел.
Святитель Иоанн Златоуст
Прекрасен труд поста потому, что он облегчает душу нашу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых.
Пост возводит любящих его на Небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми.
Пост есть лекарство — разрушительное для греха и — мягкая мазь для души, очищающая с целью благочестия.
Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытывать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержани.
Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства. Ты постишься? Избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества. Ты постищься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Если ты постишься для Бога — убегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как Милостивый и Человеколюбивый.
Кто постится, тот становится легким, и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой.
Пост и тело сохраняет в большем здравии. Не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, становясь легким, укрепляется для принятия даров.
Пост — защита души и непобедимое оружие тела.
Пост — собеседник девственниц, пост защитник кающихся, пост — супруг молитвы, пост — помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост — вода, наполняющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших.
Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сиротам не иметь сожаления? Если хочешь поститься, возненавидь сребролюбие — великое зло. Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного?
Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, благочестив, чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии.
Блаженный Диадох
Подобает питание телесное соразмерять с состоянием сил и крепости тела. Когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, когда немощствует, несколько послаблять ему.
Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающие плоти не могут взойти на Небо.
Пост есть хранение ума, истребление сердечной бесчувственности. Пост есть дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение. Пост есть чистота молитвы, светлость души. Пост есть разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Невозможно и плоть наполнять досыта, и духовно наслаждаться «умными» Божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ. Напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешением духовным.
Кто постится по тщеславию или думая о себе, что он совершает добродетель, такой постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя великим. И оказывается, что он не только не положил камень, но снял два, и находится в опасности разрушить всю стену чрез осуждение ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретает целомудрие, а посредством него придет в смирение, как говоят отцы: путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно.
Преподобный Исидор Пелусиот
Если подвизаетесь законно, то не надмевайтесь тем, что поститесь.
Палладий, епископ Еленопольский. — Лавсаик
Когда-то прислали Макарию Александрийскому кисть свежего винограда, но он отослал эту кисть к одному больному брату, которому хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат сей послал его другому брату, хотя ему самому хотелось этой снеди. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же, хотя ему и самому очень хотелось съесть его. Таким образом виноград перебывал у многих братий, и ни один не захотел сьесть его. Наконец, последний брат, получив его, отослал опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарий, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание.
Оставить комментарий