Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святая Церковь своей любовью объемлит всех людей и заботится о всех своих чадах. Она побуждает и нас с вами тоже проявлять любовь к нашим ближним, заботиться о них, не только о живых, но и о умерших, потому что христианская любовь никогда не иссякает. Она уходит в вечность, для любви нет преград, поэтому для неё нет ни смерти, ни тления. И Святая Церковь, совершая поминовение усопших, побуждат нас всегда откликаться на призыв Церкви совершать такое поминовение. Конечно, мы должны всегда, в любое время поминать наших усопших, мы это и делаем во время совершения Божественной Литургии, за проскомидией поминаем, за панихидой, как и сегодня. И в домашних молитвах Святая Церковь заповедует нам молиться не только о живых, но и об умерших. Но есть особые дни, которые Святая Церковь посвящает для торжественного поминовения усопших.
Обычно, поминовение совершается накануне воскресных дней или в связи с воспоминанием преславного Воскресения Христова, потому что тем самым Святая Церковь напоминает нам о том, что мы верим в бессмертие, в вечную жизнь. Если мы, как говорит святой апостол Павел, знаем, что Господь воскрес, то и верующие в Него воскреснут, и об этом вы слышали и сегодня за Божественной Литургией, когда читалось Евангелие, в котором говорится относительно того, что верующие во Христа не умирают, но живут, потому что у Бога нет разделения на мертвых и живых, у Бога все живы.
Сегодняшний день — это особый день поминовения, потому что не только накануне воскресного дня совершается это поминовение, а накануне недели мясопустной, которая ещё именуется неделей о Страшном суде, потому что в эту неделю читается евангельское повествование о всеобщем воскресении и о последнем суде над всеми людьми в конце миробытия. И поэтому это поминовение, поистине, является вселенским, потому что, как говорится в молитвословах нынешнего дня, мы поминаем всех от века почивших, которые преставились от этого мира многовидно и многообразно. О тех мы молимся по заповеди церковной сегодня, которые похищены были внезапной смертью во время ураганов, бурь, наводнений, землятресений, пожаров и других катастроф, которые случаются в нашей жизни. И именно в этот день мы поминаем всех тех людей, которые неожиданно скончались, не успев, может быть, даже, возносить поледнего покаянного вопля пред Господом. И Святая Церковь побуждает нас именно в этот день молиться о в сех тех людях, которые вот таким образом, неожиданно были исхищенны из этой жизни и, таким образом, завершили свой земной путь.
Поминовение усопших имеет очень важное значение, потому что поминовение это свидетельствует о том, что существует тесная, благодатная, неразрывная связь между Церковью земной и Церковью небесной, между Церковью, в которой люди стремятся совершить дело спасения своего и Церковью, которая уже объемлит в себе тех, которые достигли святости, о живых и умерших, которые пребывают всегда в Церкви нашей. Поэтому вот это поминовение имеет очень важное значение, свидетельствующее о неразрывной связи, которая существует между Небом и Землей, это благодатное единение, которое никогда не прекращается. И, кроме того, наше поминовение свидетельствует о бессмертии, о том, что мы верим в вечную жизнь, блаженную жизнь в мире ином, в мире лучшем. И поминовение напоминает нам о том, что мы должны неизменно веровать в жизнь вечную, в то, что земная жизнь — это только часть нашего бытия, а значительная часть — там, за пределами видимого мира. Поэтому мы должны надлежащим образом готовиться, поминая усопших, мы должны думать и о себе, о том, что мы нуждаемся в помощи Божией, в милости Божией, в прощении наших прегрешений. И, поэтому, поминая усопших, мы должны заботиться и о том, чтобы устроять свою жизнь таким образом, чтобы удостоиться Божиего прощения и Божиего милосердия.
Очень часто, дорогие братия и сестры, бывает так, что когда с нами расстаются наши близкие, мы скорбим, молимся о них, а потом через какое-то время ощущаем нашу вину перед ними за то, что мы не так поступали с ними, как должно, что мы не проявляли за ними надлежащего ухода, заботы, не отличались терпением по отношению к ним и думаем о том, что надо было бы по-другому с ними говорить, больше проявлять терпение, снисхождение. Это чувство вины на столько охватывает душу, что человек и не знает, что делать. А вот Святая Церковь, устами святых отцов, заповедует в таких случаях, которые, естественны, потому что, когда мы находимся с нашими больными, они, бывает, и досаждают нам. Престарелые люди имеют свои недостатки, и мы негодуем, находимся в состоянии нервного возбуждения, чувства наши не спокойны. Мы не можем объективно судить ни о нашем поведении, ни о наших поступках, о нашем отношении к этим нашим ближним. А когда мы через некоторое время после того, как расстаемся с нашими близкими, начинаем размышлять и думаем, что, действительно, нужно было бы по-другому поступать с нашими ближними. И вот это чувство вины поглощает иногда настолько, что человек не видит выхода из этого положения. Конечно, в таких случаях нужно только усиленно молиться, но этого недостаточно, потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст, необходимо, чтобы загладить чувство вины, стремиться к тому, чтобы совершать дела милосердия за наших ближних усопших, ради их совершать дела милосердия, потому что вокруг нас есть много людей, которые нуждаются в такой помощи — это и престарелые, и больные. Вот по отношению к ним нужно проявить то, что мы не успели проявить к нашим ближним, и, таким образом, как говорит святитель Иоанн Златоуст, от этого бывает большая польза для душ тех, которые отошли от нас в иной мир. И не только для них польза, но и для нас самих, потому что дела благотворения свидетельствуют о том, что мы, в какой-то мере, подражаем Божию человеколюбию, и, кроме того, дела милосердия врачуют вот эти наши раны, которые бывают от того, что мы чрезмерно думаем о своей вине перед нашими близкими. Вместо того, чтобы отвлеченно рассуждать относительно того, что мы что-то не так сделали, нужно заниматься делами милосердия, чтобы удостоиться милости Божией, потому что, как Господь сказал, «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут».
Аминь.