Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Нынешнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, назидает нас краткой, но весьма поучительной притчей, которая, хотя и была сказана в давно прошедшие времена и, может быть, образы и примеры не всем ясны и понятны, но, тем не менее, эта притча имеет ближайшее непосредственное отношение ко всем нам и к каждому из нас в отдельности. Господь, назидая святых апостолов и всех тех людей, которые окружали Его, произнес притчу, в которой он взял образ человека богатого, у которого был обильный урожай. Этот богатый человек увидел, что такое богатство ему невозможно собрать в те житницы, те амбары, которые у него были. Поэтому он сам себе сказал: «Разорю прежние житницы, построю новые, большие, для того, чтобы собрать не только весь свой урожай, но и всё своё достояние, которое имеется у меня. И после этого скажу душе своей: «Ешь, пей, веселися!»». Но Господь сказал: «Безумный! В эту ночь возьмут у тебя душу твою, и кому достанется то, что ты приобрел. Заключая свою притчуГосподь сказал, что так будет со всем кто не в Бога богатеет, а богатеет только для себя». Вот краткая притча, которая должна быть приложима к жизни каждого из нас.
Естественно, что мы не обладаем такими богатствами, как этот богач из притчи, но укаждого имеются свои какие-то привязанности, и Господь, в данном случае, обличает такую привязанность к материальным благам. Очень многие люди: и всегда, и в настоящем времени, и, наверное, в будущем, не задумываются над смыслом своей жизни и своей конечной участи, думают, что счастье заключается в том, чтобы обладать как можно большими благами в этом мире, всё расточасть для себя, всё употреблять только для своего собственного удовольствия. И в этом видят весь смысл своей жизини, не задумываясь о том, что ожидает их в будущем.
Господь говорит, что если кто богатеет для себя, а не в Бога богатеет, тот будет осужден. А вот собирать для других — полезно это или вредно? Для себя, как это видно из притчи, не только бесполезно, но и вредно, потому что человек, думая о материальном, забывает, что есть духовные, неприходящие ценности, о которых нужно прежде всего заботиться. Мы помним как в беседе с Марией, сестрой Марфы, Господь сказал, что «есть единое на потребу». Это и есть непреходящие духовные ценности, о которых человек очень часто забывает. Но вот если человек приобретает для других: полезно это или неполезно? Всё, конечно, зависит от того, кто унаследует это богатство. У того богатого человека, по-видимому, не было наследников, а может быть и были наследники, но они были того же убеждения, что и этот богатый человек, поэтому, естественно, они употребили бы его приобретения только для себя, для своей пользы. Поэтому, если мы приобретаем для других, тоже нужно думать, а кто же воспользуется теми благами, которые мы стяжаем для других, так как, если человек уповает на то, что, например, родители приобрели и это можно расточать направо и налево, жить безбедно, естественно, это будет не только неполезно, но и вредно, потому что человек, который вот в таких условиях воспитывается и живёт, думает, что он может расточать, всё то, что приобрели родители и сам не заботится о том, чтобы заработать для себя и своих потомков, а думает, как можно взять от родителей и надееться на то, что родители даже в преклоном возрасте, не имея возможности зарабатывать и, живя на одну пенсию, будут их обеспечивать. Такие нерадивые дети даже не помышляют о том, чтобы трудиться, чтобы «в поте лица добывать себе хлеб насущный» и пользоваться только тем, что приобрели сами.
Вот, дорогие братья и сестры, те рассуждения, те мысли, которые вытекают из данной притчи, которая говорит нам о том, что не нужно стремиться к тому, чтобы как можно большим обладать. Святитель Иоанн Златоуст прямо так и говорит: «Богат не тот, кто много имеет, а богат тот, кто не нуждается во многом». Вот самоограничение, стремление к тому, чтобы жить умеренно, во всем пользоваться умеренно, как наши предки это делали. Они и ели умеренно, и пили умеренно, и спали умеренно, умеренно трудились по мере своих сил, не ленились никогда, но жили трудами рук своих. Вот так и мы тоже должны жить, заботиться о том, что является самым необходимым в жизни, а от достатка своего оказывать помощь другим, потому что, как говорит Господь, не нужно только для себя богатеть, а богатеть в Бога. А богатеть в Бога можно только тогда, когда мы употребляем то, что имеем не только для своей пользы, для удовлетворения своих потребностей, но и для того, чтобы другим оказывать необходимую помощь. В этом и заключается эта заповедь Господа, чтобы мы богатели для Бога, в чём да поможет нам Сам Господь по Своей благодати и человеколюбию.
Аминь.