Проповедь в 5-ю неделю Великого поста.

Во имя Отца, и Сына , и Святого Духа!

В человеческой жизни желания и исполнение этих желаний далеко не всегда совпадают. Человек иногда желает очень много, и этим желаниям нет предела. Но даже тогда, когда человек достигает желаемого, это успокаивает его не на долго, а только на короткое время, потому что вскоре появляются новые желания, новые стремления, новые заботы, которым нет конца. Чаще, дорогие братья и сестры, вот такое состояние бывает у тех людей, которые не руководствуются нравственными нормами, заповедями Христовыми, которыми должны были бы регулировать всю нашу жизнь и каждый шаг нашей жизни. Нынешнее евангельское повествование как раз говорит нам о том, что даже апостолы были далеки от совершенства, потому что просили у Господа то, что не соответствует замыслу Божию о человеке, не соответствует тому, что угодно Богу.

Евангелист Марк говорит нам о том, что Господь вместе со Своими учениками отправлялся в Иерусалим. Он предвидел приближение страданий и крестной смерти и поэтому говорил Своим ученикам во время этого путешествия о том, что Сын Человеческий будет предан первосвященникам и книжникам, которые отдадут Его на поругание язычникам, надругаются над Ним, убьют Его, но Он воскреснет в третий день. Это Он говорил о Себе, говоря о Себе как о Сыне Человеческом. И вот в это время, когда Господь говорил о предстоящих Своих страданиях, о том, что ожидает и святых апостолов, но они, очевидно, не вняли этому, не углубились в понимание того, что говорил Господь. Поэтому сыновья Зеведеевы, апостолы Иаков и Иоанн подошли ко Господу и стали просить Его, чтобы Господь, когда будет во славе Своей (Господь говорил о страданиях, а они подумали о славе Господа), дал возможность одному сесть по правую сторону от Него, а другому — по левую. И Господь им сказал: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Под чащей и крещением в данном случае Господь имел в виду Свои страдания, о которых Он перед этим говорил Своим ученикам. И ответил им Господь: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мрк,10, 35-40).

Вот, дорогие братья и сестры, с какой просьбой обратились к Господу ближайшие Его ученики, которых Господь всегда брал с собою в важные моменты Своей жизни. Апостол Петр, братья Зеведеевы Иаков и Иоанн всегда были с Господом, были они и в Гефсиманском саду, когда Господь совершал Свою молитву, обращаясь к Богу-Отцу, и во время Преображения эти же ученики были с Господом, они были приближёнными. Мы знаем, что апостол Иоанн, самый младший из всех 12 апостолов, был возлюбленным учеником и, «возлежал на персях Его» во время трапезы. Это о чем свидетельствует? Это свидетельствует, что эти апостолы, апостол Иаков и апостол Иоанн были приблеженными, т. е. они уже имели определенные преимущества. Но этого им оказалось недостаточно, появились у них новые желания и стремление к тому, чтобы ещё обеспечить себе вот такое восседание с Господом во славе по правую и левую сторону во свидетельство того, что они имеют ещё большее значение. Господь поэтому и сказал: «Не знаете, чего просите», потому что в этой просьбе заключалась гордыня, тщеславие, стремление к честолюбию, стремление к тому, чтобы властвовать над другими, потому что сидение округ человека, который во славе, т. е. имеет власть, это значит, тоже иметь определенную власть от той близости, которая имеется к этому человеку, восседающего во славе. И поэтому Господь сказал: «Не знаете, чего просите». И этим самым Он вразумил этих апостолов, но в это время другие, остальные десять апостолов слышали, что говорили Иаков и Иоанн и поэтому вознегодовали на Иакова и Иоанна. Но Господь, чтобы уврачевать горделивые стремления Иакова и Иоанна, а других предостеречь от зависти и озлобления, сказал: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;». И Далее Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Вот, дорогие братья и сестры, что говорит нам нынешнее Евангелие. Это указывает на то, что желания человека, его стремления не всегда угодны Богу. И молитвы, которые проникнуты себялюбивыми расчетами — честолюбием, властолюбием, корыстолюбием и многими другими пороками, если человек одержим этими страстями и пороками, то его молитва не будет исполнена. И вот Святая Церковь, предлагая нашему вниманию это евангельское чтение, требует, конечно, и от нас соответствующего отношения к тому, что мы делаем, как мы поступаем, чего мы желаем, к чему стремимся, о чем молимся, потому что, как говорит нам нынешнее Евангелие, не всегда наши молитвы бывают благоугодны Богу. Мы просим часто того, что Богу не угодно, и поэтому Господь не исполняет наших прошений. Мы молимся и получаем желаемое, но не всегда благодарим Господа, не всегда славословим Его, забываем об этом. Молимся и просим о чём-то, но, в это же самое время, не заботимся о том, чтобы избавиться от своих грехов, от своих пристрастий, от своих худых привычек, и поэтому наши моления бывают не услышаны. Молимся, но не просим, чтобы это было всё направлено к нашему благу, к духовному прежде всего, и ко благу наших ближних. Мы в наших молитвах, как бы, отгораживаемся от наших ближних, думаем только о себе, и забываем молиться о других, и поэтому наши молитвы бывают не услышаны, не исполнены.

Святой Василий Великий говорит, что нужно соблюдать правило молитвы. Правило молитвы заключается в том, говорит святитель, что нужно прежде всего славословить Господа в своих молитвах, затем благодарить Господа за всё то, что происходит в нашей жизни, без исключения, благие ли происходят какие-то события в нашей жизни, или Господь посылает нам испытания, за всё мы должны благодарить Господа. Третье правило заключается в том, что мы должны каяться в наших согрешениях, не только каяться, но и стремиться к исправлению и на самом деле исправляться. И четвёртое правило заключается в том, что только напоследок мы обращаемся ко Господу, с нашими прошениями. В первую очередь славословить, благодарить и каяться, а только потом уже ипрашивать то, что мы желаем получить от Господа. Вот эти правила, которые предлагает святой Василий Великий, мы всегда должны исполнять в нашей жизни.

И, конечно, евангельское повествование нам говорит относительно того, что такие пороки как гордыня, как честолюбие, как стремление властвовать над другими, быть большим, старшим среди других, первыми — всё это то, что неприлично христианину. Апостол Павел прямо говорит относительно того, что мы должны со смиренномудрием относиться к окружающим нас людям и друг друга считать большими себя. Вот это истинное христианское смиренномудрие, которое поражает гордыню в самомм корне. Если мы будем иметь такое смиренномудрие, друг друга считать большими себя, то достигнем того, чего требует от нас Господь. Возблагодарим Господа за все Его благие деяния по отношению к нам.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
6 апреля 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий