Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Обращаясь к строкам Священного Писания и Нового и Ветхого Завета, мы почерпаем для себя необходимые уроки и знаем, что слово Божие призывает нас к тому, чтобы мы избавлялись от всякого зла и стремились к богоугодной жизни.
Священная история многому нас должна научать, в особенности это касается священной истории Нового Завета, потому что эта история свидетельствует о пришествии Господа и Спасителя нашего о Его Божественной Истине, которую Он принес в мир для того, чтобы спасать грешников. Священная история Нового Завета говорит нам о всем величии земного подвига Господа, о Его страданиях за род человеческий и о Его прославлении через преславное Воскресение и Вознесение. И как в продолжение этой благодатной священной истории евангельской, наступает новое бытие, имя которому Святая Церковь Христова.
История Церкви является естественным продолжением истории евангельской, потому что Господь сказал: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее», а святой апостол Павел называет Церковь «столпом и утверждением истины». И это соответствует тому, что представляет из себя Святая Церковь Христова — это благодатное сообщество, благодатный союз, который свидетельствует о том, что он объемлет собой всех людей когда-либо живших и живущих; тех, которые достигли святости и ныне пребывают в Церкви небесной, торжествующей, и тех, которые подвизаются в настоящее время и являются Церковью подвизающейся, стремящейся к достижению святости.
Святая Церковь непоколебим, по слову Господа, потому что «врата ада не могут ее одолеть», но это по своей невидимой, благодатной сущности. Ведь Церковь живет в постоянно меняющихся обстоятельствах жизни современного мира и это касается прежде всего членов Церкви, которые находятся под влиянием этих быстроменяющихся обстоятельств. И поэтому естественно, что некие обстоятельства так или иначе оказывают свое влияние: то ли благотворное, то ли, наоборот, неблагоприятное. И мы знаем, на основании того, что нам сохранили летописи исторические, что Церковь в первые века претерпевала множество жестоких гонений со стороны языческого мира. И это время обогатилось сонмом, множеством угодников Божиих, мучеников, исповедников, которые твердо защищали свою веру и готовы были отдать свою жизнь за Христа, и, действительно, шли на смерть лишь бы не отказаться от этого достояния, благо которого они ощутили и в своей душе и в своей повседневной жизни. Мы знаем также, что когда наступило мирное время, когда не было внешних гонений, появились ереси и расколы, которые стремились изнутри разрушить Церковь Христову, но и это тоже не удавалось тем, кто пытался это сделать.
Мы знаем также и о том, что в восьмом и девятом веках волновала новая ересь. Это ересь — иконоборческая. И она имела успех именно потому, что императоры были поборниками этой ереси. Они стремились к тому, чтобы уничтожить иконы и не только иконы, но даже и почитателей икон. Это было страшное время, казалось бы, что христианские императоры, которые были призваны к тому, чтобы быть защитниками веры православной перед языческим миром, который окружал христианскую империю, тем не менее они преследовали христиан. В это время очень многие были сосланы в ссылку, заточены в тюрьмы, подвергались самым страшным мучениям: им выжигали клейма раскаленным железом и на челе, и на других частях тела для того, чтобы окружающие люди видели это и презирали их, поносили и всячески мучили их и предавали всевозможным поруганиям. Много и других было испытаний для тех людей, которые защищали иконы: иным отрубали пальцы на руках, чтобы они не могли изображать иконы, у других вырезали языки, чтобы они не могли защищать иконопочитание.
Но в конце восьмого века, в 787 году, состоялся VII Вселенский Собор, который восстановил иконопочитание. Однако иконоборцы, будучи постоянно поддерживаемы императорами — гонителями почитателей икон, все время стремились к тому, чтобы продолжать свою линию и всячески притесняли почитателей святых икон. И только уже в середине девятого века возможно было погасить это страшное иконоборческое движение. В 843 году наступила победа истинных христиан над теми, кто преследовал иконопочитателей. И вот эта победа случилась как раз в начале Великого Поста, в 1-ю Неделю Великого Поста. И с тех пор Святая Церковь в воспоминание этой победы над иконоборцами и установила, чтобы в этот день, в 1-ю Неделю Великого Поста, совершалось особое молебствие, в котором прославляется Господь, Который утвердил Свою Церковь и прославляются те угодники Божии, которые защищали истинную веру. И вот мы совершили Чин молебна в Неделю Православия, в котором воспевали вечную память тем, кто ратовал за истинную веру, и многая лета тем, кто в настоящее время защищает веру истинную.
Вот это та история, которая, конечно, должна быть нам весьма поучительна, потому что те, кто защищал иконы, претерпевая всевозможные страдания, показали не только мужество, не только долготерпение, но и свою глубокую истинную и твердую веру. Почему же вот с такой ревностью, с таким желанием защищали иконопочитатели иконы? Почему они не жалели свои жизни, для того, чтобы только защитить иконопочитание, которое издревле было установлено в Церкви Христовой? Они понимали, что, если они предадут свою веру, свое исповедование и свою надежду на то, что Господь через святые иконы посылает Свою милость, они, тем самым опровергнут основы христианской веры. Потому что иконопочитание тесно связано с истиной Боговоплощения, ведь на иконах изображается Господь, Который пришел в мир. И иконы стали изображаться для того, чтобы показать, что Христос действительно жил в мире, что Он учил, что Он совершал великие и славные чудеса, что Он силою Своею Божественною воскрес после страшных крестных страданий, что Он вознесся, что Он ниспослал Святаго Духа на апостолов и на всю Церковь, которая содержит и истину, и благодать Святаго Духа, и простирает на всех людей, которые принадлежат к Церкви Христовой.
Многие в свое время говорили, что Христос не приходил видимым образом, Он может быть и был, но только как призрак, что это не был Богочеловек, а именно какой-то призрак. Поэтому Святая Церковь в ниспровержение этого опасного заблуждения, как раз в иконах указывает на то, что Господь действительно был, что Его можно изображать и нужно изображать, не только изображать, но и перед иконами возносить свои молитвы. Говорили также, в особенности во время иконоборчества, что иконы — это идолы, которые были запрещены еще в Ветхом Завете, поэтому им не нужно поклоняться, ни дереву, ни краскам, из которых изображены иконы. Но Святая Церковь указывает на то, что и на Вселенском Соборе это определила, чтобы мы поклоняясь перед иконами, возносили свои молитвы Первообразу, то есть именно к Тому, Кто изображен на иконах. Если мы поклоняемся и лобызаем иконы Спасителя или Божией Матери, то возносим свои молитвы горе´, к Самому Господу, к Спасителю нашему, к Божией Матери, к святым угодникам Божиим. Но и, кроме того, иконопочитание свидетельствует о тесной и неразрывной связи Церкви земной и Церкви Небесной. На иконах изображаются святые угодники Божии, которые составляют Церковь Небесную, торжествующую, и мы молимся этим угодникам, которые предстоят постоянно у Престола Божия, и надеемся на помощь свыше, и надежды наши бывают не напрасны, если мы искренне возносим свои молитвы к ним, потому что они постоянно ходатайствуют вместе с Пречистой Девой Марией пред Престолом Всевышнего и возносят к Господу наши молитвы. Поэтому эти истины, которые утверждает святая Церковь именно тем и свидетельствуют, что мы почитаем святые иконы, имея в виду, что Господь воплотился, что Он явился, что Он жил среди людей. Поэтому можно не только изображать, но и молиться перед святыми иконами, лобызать и поклоняться пред ними, а также и перед иконами Божией Матери и святых угодников Божиих.
Поэтому, дорогие братья и сестры, проникая в смысл и значение тех исторических событий, которые были в давно прошедшие времена, мы должны научаться из этой истории тому, что должны быть всегда твердыми в исповедовании своей веры, противостоять всевозможным ересям и расколам, которые неправильно представляют себе учение Церкви Христовой и постоянно искажают его и стремятся к тому, чтобы отторгнуть людей от истинной Церкви и привести к своему исповедованию.
Поэтому будем всегда тверды и мужественны в исповедовании нашей веры, потому что это вера отеческая, вера православная, вера, которая утверждает не только всю вселенную, но и всех нас и каждого из нас в отдельности. Господь да управит путь нашей жизни.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
1 марта 2015г.