Проповедь в Неделю 13-я по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды, все у вас да будет с любовью»(1 Кор. 16:13,14)- такими словами, дорогие братья и сестры, святой апостол Павел через свое Первое послание к Коринфянам обращается и к нам, преподавая нам свое наставление, направляет к нам этот призыв. Святой апостол Павел нередко обращается к обычным примерам из нашей повседневной жизни, он часто говорит о бодрствующих, о спящих, часто говорит о том, что надо восстать от сна, применяет, конечно, этот образ, этот пример повседневной жизни к духовным предметам и делает при этом соответсвующие сравнения: человек бодрствующий видит все, что окружает его, может соотвествующим образом реагировать на те события, которые происходят, так или иначе определять свое отношение к окружающим его людям, потому что он все наблюдает, все видит, все созерцает. Человек же спящий беспомощным бывает, потому что, если человек спит, то в его дом могут пробраться и воры, и убийцы и обворовать его, и убить его самого и близких его лишить жизни. Поэтому святой апостол Павел, используя этот образ, обращает его к духовным предметам, указывает на то, что нам необходимо бодрствовать для того, чтобы видеть те опасности духовные, которые могут возникать в повседневной нашей жизни. Это бывает тогда, когда человек находится в окружении грешников, и соблазны отовсюду теснят человека — он может соблазниться и впасть в грех. Поэтому и Сам Господь обращается к ученикам Своим — апостолам, чтобы они бодрствовали и молились, дабы не впасть в искушение.

Да, дорогие братья и сестры, мы знаем и на личном своем опыте, что искушений, испытаний, преткновений всевозможных бывает очень много в нашей жизни, поэтому необходимо бодрствовать и трезвиться, потому что, как говорит святой апостол Петр враг нашего спасения подобно льву рыкающему «ищет кого поглотить»(1Петр, 5,8). Таким образом, искушения, испытания происходят не только от окружающих нас людей и от тех внутренних, часто, греховных побуждений, которые имеются в человеке, но и от невидимых искусителей, которые постоянно угрожают, хотя мы и забываем об этом, не видим этих врагов нашего спасения. Поэтому необходимо бодрствовать и трезвиться.

И святой апостол Павел, говоря о необходимости бодрствовать, указывает на то, что необходимо «стоять в вере», т. е. это бодрствование прежде всего должно относиться к вере, потому что вера должна быть крепкой, несомненной. И «стоять в вере»-это означает защищать истинную веру, потому что есть много заблуждающихся, которые извращают истинную веру и поэтому могут приводить к соблазну многих людей, поддающихся такому внушению со стороны инакомыслящих. Но «стоять в вере» означает, что нужно быть не только убежденным христианином, убежденным верующим, но требуется еще, чтобы каждый человек утверждал свою веру соответсвующими добрыми делами, потому что святой апостол Иаков прямо говорит: «вера без дел мертва»(Иак 2:17). Вера утерждает добродетели, но и добродетели утверждают веру. Вот поэтому «стояние в вере» означает не только защиту истинной веры, но и исповедование посредством тех добрых дел, которые должен совершать каждый верующий.

Сегодня мы слышали также евангельское повествование, которое посвящено памяти святых апостолов Варфоломея и Тита. Господь, обращаясь к Своим ученикам через них и нам тоже говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Это призыв Господа мы должны всегда помнить, стремиться к тому, чтобы не хвалиться нашей верой, не хвалиться тем, что мы истинные верующие, что мы православные, а мы должны быть православными и по делам, а не только по исповедованию нашей веры. Поэтому Господь призывает нас к тому, чтобы наша вера светилась добрыми делами и освещала путь для окружающих нас людей. В этом заключается смысл и содержание подлинной христианской жизни.

Святой апостол Павел, продолжая свое наставление в этом кратком призыве, говорит нам, что необходимо быть мужественными, твердыми — и это, конечно, указывает опять таки на твердость исповедования веры и на крепкое стояние в добрых делах, которыми подтверждается наша вера.

И далее, завершая этот краткий призыв, апостол Павел говорит: «все у вас да будет с любовью». Это, конечно, соответствует тому, что говорил Сам Господь, напоминаЯ ту заповедь, которая была дана еще в Ветхом Завете, которая указывает на необходимость возлюбить Бога прежде сего всеми силами своей души и ближнего своего, как самого себя. Поэтому и святой апостол Павел говорит о необходимости, чтобы все, что совершает человек верующий, было с любовью.

Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться к тому, чтобы запомнить это изречение святого апостола Павла, этот актуальный на все времена призыв святого апостола к тому, чтобы мы «бодрствовали, стояли в вере, были мужественными, твердыми и, чтобы все у нас было с любовью».

Конечно, есть и другое бодрствование — бодрствование, которое противоположно подлинному христианскому бодрствованию. Святой апостол Павел говорит о том, что «мы должны быть чадами дня, а не ночи», а Сам Господь говорит о том, что мы должны «ходить во свете», потому что злой человек боится света, боится, чтобы не обличились его худые, злые дела. Вот Евангелие от Матфея, которое мы слышали сегодня, говорит о таких злых бодрствующих, которые стремятся к тому, чтобы захватить чужое имущество — это притча о злых виноградарях, о которой нам поведал святой апостол Матфей. Господь, произнеся эту притчу, обличал, конечно, книжников и фарисеев, потому что под образом того сына, который был послан хозяином винограда к виноградарям имеется в виду Сам Господь — Сын Божий и Сын Человеческий, Которого не признали ни старейшины, ни первосвященники, ни книжники, ни фарисеи, но стремились к тому, чтобы уничижить Его, всякими словами опорочивали Его и добились того, что Он был предан на смерть. Вот и причтей обличаются такие злые виноградари, которые бодрствуют затем, чтобы приобрести себе то, что им не принадлежит. Это отрицательный пример бодрствования, а святой апостол Павел говорит совершенно о другом бодрствовании, противоположном, которое должно быть направлено на укрепление нашей веры, на исповедование нашего убеждения и утверждение в добрых делах, которые являются необходимым свидетельством по слову Самого Господа, что мы действительно являемся чадами Божиими, в чем, да поможет нам Господь по Своей благодати и человеколюбию.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
14 сентября 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий