Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В нынешний воскресный день, дорогие братья и сестры, Святая Церковь предлагает нашему вниманию те наставления, которые мы должны почерпать из Святого Евангелия и из Священной истории, в которой говорится о том, как Господь уготовлял человечество для того, чтобы оно достойным образом приняло Грядущего в мир Спасителя.
Ныне евангелист Лука поведал нам об одном важном событии в евангельской истории. Евангелист нам говорит о том, что Господь находился при озере Генисаретском и был тесним народом, а в это время Симон — будущий апостол Петр и братья Иаков и Иоанн занимались ловлей рыбы, вернее они закончили свой ночной труд и рано поутру вымывали сети, потому что ничего не поймали, а лодки их уже были на берегу. Господь повелел Симону, чтобы он отплыл вместе с Ним на некоторое расстояние. Сев в лодку, Христос начал наставлять народ. Евангелист Лука не поведал нам о том, о чём говорил Господь, но только сказал, что, когда Господь закончил беседу к народу, то повелел Симону отступить на глубокое место и закинуть сеть. Симон сказал: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по Слову Твоему закинем сети». И когда закинули сети, то поймали множество рыб, так что даже сети прорывались. Поэтому Симон Петр позвал на помощь братьев Иакова и Иоанна, которые были во второй лодке, и вместе они с большим трудом вытащили сети. Апостол Петр, увидев такой чудесный, небывалый лов — наверное за всю свою жизнь он не видел ничего подобного, поэтому он обратился к Господу и в страхе сказал: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный и недостоин такой милости». Но Господь ему ответил: «Не бойся, отныне ты будешь ловцом человеков».
Вот таково евангельское повествование, которое нам говорит о том, что святые апостолы, после того, как Господь сказал Симону Петру, что он будет ловцом человеков, оставили свои лодки, оставили и сети, и тот богатый улов, которым удостоил их Сам Господь, и последовали за Господом, не зная, что их ожидает в будущем. Они таким образом проявили послушание к призыву Господа. Но Он прямо не сказал, чтобы идти за Ним, но сказал, только, «что отныне будешь ловцом человеков», но будущие апостолы Симон и Иаков и Иоан последовали за Христом.
Но сегодня, дорогие братья и сестры, есть основание обратиться и к другому примеру, который связан со Священной ветхозаветной историей, именно, историей пророка Ионы, память которого сегодня Святая Церковь совершает. Он жил в далекие от нас времена, еще в 8 веке до Рождества Христова и проповедовал в Израильском Царстве, столицей которого был город Самария.
В Ветхом Завете вообще Господь призывал людей к пророческому служению, конечно, тех, которые были достойны такого призвания. И они, главным образом, должны были проповедовать в своем отечестве, обличать нарушение Закона Моисеева. В Израильском Царстве часто цари и подчиненные им впадали в идолопоклонство, и пророки должны были обличать за такие отступления от Закона Моисеева. Но в этот раз Господь повелел пророку Ионе идти в неведомую, далекую страну и посетить город Ниневию, потому что, как сказал Господь, жители Ниневии превзошли все беззакония всех других людей, поэтому и город их и они сами подлежат тяжкому наказанию. Святой пророк Иона убоялся повеления Господня. И не только убоялся, он, будучи иудеем, евреем, почитателем Моисеева Закона, человеком, заботившемся о нравственном состоянии своих соотечественников, подумал, какое ему дело до ниневитян, язычников, идолопоклонников — пусть они грешат и пусть они наказываются Господом. Поэтому, как сказано в книге Ионы: «он убоялся Господа и решил скрыться от Лица Его», как будто можно скрыться от всеведущего Бога, но нежелание исполнить Божие повеление и ненависть по отношению к людям, которые другой веры и иноплеменники, побудило пророка Иону сесть в корабль и убежать. Вместо того, чтобы двигаться на Восток в Ниневию, он удалился на корабле по морю на Запад. Но Господь вразумил пророка. когда отплыли уже далеко от берега, началась буря, шторм сильный, корабль мог утонуть, и находившиеся вместе с Ионой на корабле стали выбрасывать груз для того, чтобы облегчить корабль и спасти его от потопления. Но шторм усиливался, и находящиеся на корабле решили, чтобы каждый из них, как сказано, обращался к своему Богу и просил о пощаде. А что же делал пророк Иона в это время, а он, как сказано, сошел вниз корабля и предался сну — вот такая беспечность. Корабельщик зашел к нему, разбудил и сказал: «Почему же ты не молишься? Молись своему Богу, наши боги не услышали нас, может быть твой Бог поможет нам спастись от такого несчастья!» Корабельщик при этом спросил Иону: «кто же ты?», он сказал: «я еврей, мой Бог направил меня с поручением, но я вот убежал от лица Его». Бывшие с ним на корабле сказали: «как же так, тот могущественный Бог, в Которого ты веруешь, наказывает и тебя и нас, из-за того, что ты преступил повеление Божие, подверглись опасности не только ты, но и мы можем потонуть. Что же нам теперь делать? Ты же тяжкое преступление совершил». А Иона сказал на это: «а вы выбросите меня из корабля». Конечно, бывшие с Ионой содрогнулись от такого предложения и начали усиленно грести, чтобы пристать к берегу, однако их труды оказались напрасными, потому что шторм усиливался, и корабль был готов потонуть. И тогда бывшие с Ионой решили исполнить то, что он сказал, но прежде обратились к Богу о прощении, что им приходится вот таким образом поступать с человеком и подвергать его практически смерти. Выбросили Иону из корабля — море утихло. А Иона был поглощен китом, как сказано в книге Ионы. И там он находился три ночи и три дня. (Ион. 2,1 — 2) И возопил к Богу пророк, и раскаялся в своем преступлении и в том, что он нарушил повеление Божие и не послушался Господа. Через три дня он был извергнут из чрева морского чудовища и попал на берег. И снова Господь сказал ему, вот уже во второй раз, чтобы он все таки направился в Ниневию для того, чтобы возвестить о грозящей гибели и о возможном раскаянии тех, кто жил в этом городе. На этот раз Иона послушался и отправился в Ниневию. Ниневия — это столица Ассирийского Царства, как сказано, там было очень много жителей, много животных, и этот город подлежал уничтожению. Пророк Иона в течение трех дней ходил по городу, начиная с Запада до Востока, прошел весь город, везде возвещая о том, что через сорок дней наступит гибель этого города. В книге пророка Ионы не сказано, что это за гибель, как погибнет город Ниневия: то ли это будет землетрясение, то ли какое-то другое стихийное бедствие или нашествие врагов, которые могут уничтожить и жителей и снести с лица земли и сам город.
Когда услышали проповедь пророка Ионы, то царь Ассирийского Царства сбросил с себя одежды царские, посыпал главу пеплом и начал каяться. Его примеру последовали все жители: и стар и млад, и стали умолять Господа о том, чтобы Господь пощадил их. А пророк Иона, пройдя по всему городу, считая, что исполнил повеление Божие, вышел за пределы города, поставил себе палатку и стал ожидать, каким образом погибнет Ниневия, т. е. он не надеялся на то, что ниневитяне будут каяться, и что Господь помилует их. Он сам, как правоверный еврей, желал, чтобы язычники погибли, и город был стерт с лица земли. Было жаркое лето, от зноя изнывал пророк Иона, куща не спасала его от полуденного зноя, но Господь смиловался над ним и в одну ночь около палатки его выросло растение, которое давало тень. И вот в этой тени он переносил дневную жару: но как скоро выросло это растение, так же скоро оно и погибло. Как сказано в книге пророка Ионы «червь ночью подточил корни этого растения, а когда наступил дневной зной, оно и засохло». И воскорбел пророк Иона и очень сожалел о том, что то растение, которое давало ему тень, теперь ничем ему уже не может помочь. Явился Господь к пророку Ионе и спросил: «Ты сожалеешь о том, что это растение исчезло?» «Да», — сказал пророк Иона. «Как же ты сожалеешь об этом растении, над которым ты не трудился, ты его не сажал, ты его не поливал, а скорбишь о том, что оно уже не может давать тебе тень? А как же ты не поскорбел о многих тысячах жителей города Ниневии, а ожидал погибели этого города?»
Вот на этом и завершается повествование книги пророка Ионы. И о чем это говорит? Это, конечно, должно быть отрицательным примером: во-первых, пророк Иона проявил непослушание Богу и впал в беду, подверг себя тяжкой опасности, и это указывает на то, что непослушание Богу, противление воле Божией пагубно сказывается на человеке. Далее видно из этого повествования, что пророк ненавидел жителей Ниневии, потому что они были иной веры, были иноплеменниками, и поэтому проявлял к ним ненависть. Ненависть проявилась даже в том, что он ожидал неминуемой погибели этого города через сорок дней. Он три дня проповедовал, а оставшиеся тридцать семь дней готовился видеть гибель этого города и, наверное, надеялся, что это, к его удовлетворению, произойдет. Вот это говорит о том, что не следует проявлять ненависть к тем людям, которые имеют мировоззрение несогласное с нашим. И еще один пример — это пример самих ниневитян, которые раскаялись, и потому Господь помиловал их. Этот пример указывает на то, что даже самые тяжкие преступления, которые, как говорится, вопиют к небу, могут быть прощены, если люди каются искренне в своих прегрешениях и исправляют свою жизнь.
Но вот от примера пророка Ионы обратимся снова к евангельской истории, к тому, как апостолы поступили. Апостолы ведь не знали, что значит быть «ловцом человеков», но они пошли за Господом. Конечно, они были впечатлены и потрясены чудом богатого лова рыбы. И это было сильнейшим побуждением к тому, чтобы следовать за Господом, но ведь они были простые не книжные рыбаки, которые в течение всей своей жизни занимались тяжким трудом. Наверно, немало было ночей, в которые сети оказались без рыбы. А тот улов, который имел место, давал им возможность пропитания — они на это жили. Это был способ добывать средства к своему существованию. Но вот несмотря на это, они оставили свои лодки и свои сети, и чудесный улов оставили, хотя по человеческому рассуждению они могли использовать такое множество рыб, чтобы продать и употребить для своей пользы: обновить сети или лодки или построить дом. И на многое другое они могли потратить эти деньги, которые могли получить от реализации богатого улова, но все они это оставили, потому что послушание они предпочитали превыше всего. Господь призвал их и они последовали за Ним. И в течение всей земной жизни и земного служения Господа верно служили Ему, а после того, как Господь воскрес и даровал им Благодать Святаго Духа — они пронесли проповедь о Христе распятом и воскресшем по всей вселенной.
И, таким образом, они проявили вот такое примерное послушание воле Божией. И мы, дорогие братья и сестры, тоже должны иметь послушание — непременное послушание воле Божией. В чем же заключается это послушание? А послушание заключается в исполнении заповедей, тех повелений, которые Господь обращает к каждому из нас. И главнейшей заповедью является требование «возлюбить Господа всем сердцем своим, а ближнего своего, как самого себя».
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
5 октября 2014г.