Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Каждому путнику, который отправляется в далёкую дорогу, необходимо время от времени делать остановки для того, чтобы отдохнуть, подкрепиться пищей, испросить совета у других людей, каким образом ему надлежит продолжать дальнейший свой путь. Это вполне естественно. А вот для нас, которые находятся на поприще Великого поста, тоже необходимы такие отдохновения, остановки для того, чтобы мы, с одной стороны, оглянулись назад, правильно ли мы совершаем свой путь, и устремлялись вперед и находили опытных людей, наставления и советы относительно того, каким образом нам надлежит продолжать наш путь, путь, который мы начали, когда вошли на поприще Великого поста Святой Четыредесятницы. И вот такими днями или местами отдохновения являются воскресные дни. Каждый воскресный день — это определенная остановка дл того, чтобы мы вникли в себя, поразмыслили относительно того, что делаем, так ли поступаем, правильно ли совершаем свой путь, когда находимся на этом весьма ответственном пути на поприще Великого поста. И Святая Церковь, как наставница, как руководительница, на этом пути предлагает нам и пищу духовную и совет и наставления, каким образом осуществлять нам свой жизненный путь в этот ответственный период.
Ныне, дорогие братья и сестры, Святая Церковь наставляет нас евангельским повествованием. Это одно из повествований, которые читаются в Великом посту для нашего вразумления и наставления. Евангелист Марк говорит нам о том, что Господь, совершая Свое путешествие по земле Галилейской, остановился в Капернауме и зашел в дом одного из жителей этого города, куда собралось множество людей, желающих послушать Господа, получить от Него наставление или исцеление. Услышав об этом, многие пришли сюда, и было тесно в доме, так что у дверей стояли и даже на улице стояли люди и не было уже возможности кому-нибудь протиснуться вперед, чтобы непосредственно видеть Божественног учителя. Услышав об этом, друзья одного расслабленного тоже решили принести болящего своего друга для того, чтобы испросить исцеления, потому что они знали, что Божественный учитель, который находится в доме у соседей, исцеляет многих от болезней, избавляет от различных недугов, изгоняет бесов. Они решили прийти в этот дом. Однако, они не могли протиснуться сквозь толпу, которая находилась у дверей, поэтому они раскопали кровлю, благо, что на Востоке кровли плоские и очень легко было сделать там отверстие. Четверо друзей своего друга спустили вместе с одром прямо к ногам Спасителя. Евангелист замечает, что Господь, видя веру их, т. е. тех, которые принесли расслабленного, говорит расслабленному: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». Неожиданно это было для многих, а в особенности для книжников, которые здесь присутствовали. И книжники подумали, что это Он богохульствует, ибо кто может прощать грехи кроме Бога. Но Господь знал эти помышления и сказал: «Почему такие помышления в сердцах ваших? Что легче сказать:прощаются тебе грехи, или сказать: возьми одр свой, постель твою и иди в дом свой. Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет влать на земле прощать грехи», обращаясь к расслабленному, говорит ему: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И расслабленный, который в течение многих лет не мог даже встать, встал, взял постель и пошёл домой по велению Господа. Конечно, это привело в изумление всех. Все были потрясены и говорили, что никогда ранее ничего подобного они не видели.
Таково краткое повествование нынешнего воскресного дня. Почему Святая Церковь напоминает нам это повествование? Напоминает она потому, что здесь речь идёт о том, что расслабленному, который находился в состоянии тяжкого недуга, были прощены грехи, и он встал, и физически и душевно стал бодрым и появилась у него возможность совершенно здоровым возвратиться домой. Господь исцелил этого человека, сказав, что прощаются ему грехи и, тем самым, Он указывает на то, что грехи являются причиной болезней, не только этого расслабленного, о котором нам говорит евангелист Марк, но и вообще грехи в жизни человека — это причина не только душевных, но и телесных болезней. И поэтому Святая Церковь напоминает нам об этом для того, чтобы мы ясно и четко себе представляли, что грех, вредит человеку, его душе и его телу.
А что такое грех? На этот вопрос нас наводит само повествование. Но и ответ на этот вопрос мы тоже находим в Священном Писании. К слову Божию мы должны постоянно обращаться, когда возникают те или иные вопросы, когда нам не ясно, почему так говорится, а не по-другому. Святой апостол Иоанн Богослов в своем первом соборном послании говорит относительно того, что такое грех. Он говорит, что грех есть беззаконие (1Ин.3,4). А что такое беззаконие? Беззаконие — это значит нарушение законов. Из нашей обычной жизни мы знаем, что любое нарушение закона вызывает соответствующее наказание или взыскание. Но далеко не всегда человек подвергается такому наказанию или взысканию. Если нарушение закона совершено втайне, никто об этом не знает или виновник преступления не обнаружен, есть преступление, а виновник не найден или же если есть подозреваемый в том или ином преступлении, а вина не доказана, то даже виновные иногда избегают наказания только из-за того, что юридически не доказана его вина. Не то бывает с нарушением нравственного закона, закона естественного, которым является совесть, или закона Богооткровенного, который открывается на в слове Божием, в тех заповедях, которые дает нам Господь. Здесь наказание бывает всегда. Здесь невозможно скрыть нарушение того или иного нарушения нравственного закона. Перед лицом всевидящего Господа никто не может скрыть не только свои дела, но даже свои тайные помышления. Кроме того, нужно знать, что грех сам по себе уже содежит наказание, содержит в себе вред, который может быть невидимым, но он всегда наносит вред и телу, и душе. А что это именно так, святой апостол Павел говорит, что грех есть жало смерти (1Кор.15,56). Хотя это и образное выражение,но оно очень ясно говорит о том, почему грех опасен, почему он смертоносен, почему он таит такую смертельную опасность для человека. Этот образ святой апостол Павел заимствовал из обыденной жизни. Мы знаем, что жалом пользуются ядовитые насекомые, и когда вонзается это жало в тело человека, оно производит большую боль. И чем глубже проникает жало, чем больше поступает яда в тело человека, тем больше человек чувствует болезненное состояние и страдает от того, что он испытывает. Иногда бывает так, что если слишком много яда, то у человека появляется аллергическая реакция: сначала — покраснение, потом начинается сыпь, потом опухает то место, которое было повреждено и человек испытывает очень большие страдания. И если не оказать вовремя помощь такому человеку, то он может и умереть. Так и жало греха: тоже иногда действует медленно в зависимости от того, какие грехи совершает человек. Если жало греха продолжительно действует на человека, то, естественно, что человек должен ощущать пагубность вот такого влияния греха. К сожалению, очень часто мы бываем нечувствительны к действию яда греха. А если бы у нас была такая же аллергическая реакция на грех как на яд, то, естественно, мы бы сразу отвращались от греховных стремлений, страстей и пороков. Но это далеко не всегда бывает. Вот когда человек болезненно ощущает, что он согрешает, тогда, естественно, и покаяние, и сокрушение бывает вскоре быстрым и действенным. Вот таково действие греха по учению святых апостолов. Грех — это беззаконие, грех — это жало смерти.
Конечно, дорогие братья и сестры, мы должны эти наставления святых апостолов всегда помнить и извлекать из этих наставлений соответствующие для себя выводы для того, чтобы понимать, что любой грех, даже, самый мелкий, бытовой грех — он вредит и телу и душе. Конечно, мы знаем о вреде греха из нашей повседневной жизни, из опыта, по крайней мере, из опыта жизни окружающих нас людей, да и опыта собственного. Например, такие грехи, как плотские пороки и страсти, такие как чревоугодие. Мы знаем, что если человек чрезмерно пресыщает свою плоть, то это вредит внутренним органам человека, сердце страдает и вообще весь организм находится в таком состоянии, когда требуется соответствующее врачевание. Если человек ещё увлекается вредными привычками, стремится к тому, чтобы утолить свою жажду алкоголем, стремится к тому, чтобы наркотиками удовлетворять свои порочные стремления, то это ещё более вредит человеку и не только тому, кто поглощен этими пороками и страстями, но и окружающим людям тоже много досаждения приносит. Но и, так называемые, душевные страсти тоже не меньше вреда приносят. Хотя мы не всегда их видим и замечаем. Но такие пороки как тщеславие, гордость, в особенности страсть гнева. Один из подвижников гнев называет кратковременным бешенством, имея в виду, конечно, самые крайние проявления этого порока. И мы знаем, что, если человек во гневе, он может совершить даже самые тяжкие преступления, находясь во власти этой страсти.
Таким образом, дорогие братья и сестры, мы должны помнить и знать о том, что любой грех наносит вред и, действительно, является смертоносным жалом, от которого необходимо как можно быстрее освобождаться, а лучше, конечно, и не принимать этого жала, потому что, как и в любом врачевании, профилактика имеет более целесообразный характер, чем само врачевание, а особенно, застаревших болезней. Преподобный авва Дорофей говорит нам, что если у человека имеется навык к пороку, то этот порок очень трудно искоренить. Поэтому лучше всего и более действенно бывает тогда, когда человек только при появлении греховного помысла отсекает его, а не рисует себе картину, не воображает удовлетворение того греха, который представляет в его собственном сознании. Так что вот эти наставления чвятых отцов вы должны всегда помнить и, храня в своей памяти эти наставления, стремиться к тому, чтобы не допускать развития греховных помыслов. А если появляются и сами страсти, то отсекать их до того времени, когда они ещё не обратились в навык.
Относительно того, что грех является смертоносным жалом, говорит также и святитель Иоанн Златоуст. Неоднократно в своих творениях он указывает на то, что если человек находится во власти греха, то этот грех, подобно яду, разъедает душу человеческую. Святой Василий Великий говорит, что такой порок как зависть, является одним из самых непреодолимых родов вражды, но он также гложет душу самого завистника. Подобно тому, как ржавчина изъедает железо, так и зависть изъедает душу завистника. Таким образом, любая страсть, любой порок, любой грех вреден для души, потому что наносит такую невидимую рану, которую не так просто бывает залечить. Поэтому святые отцы и говорят о том, чтобы избавляться от пороков и страстей. В частности, преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что прежде всего нужно осознать, что мы грешны. Далее нужно возненавидеть грех, потом нужно каяться, потом смиренно исповедать свои грехи, потом — просить благодатной помощи от Господа, чтобы различать зло и стремиться к тому, чтобы осовобиться от него. И следующий этап — это стяжание добродетелей противоположных тому или иному пороку. Вот тот путь, который представляет преподобный Симеон Новый Богослов, указывая, каким образом нужно освобождаться от запинающего нас греха. И взамен тех пороков, от которых мы освобождаемся, стяжать соответствующие добродетели. В этом да поможет нам Господь по Своей благодати и человеколюбию.
Аминь.