Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Что посеет человек, то и пожнет» — так говорит нам слово Божие. Священное Писание Ветхого и Нового Завета многократно говрит нам, что судьба человека зависит во многом от того, как он поступает, как он живет, что он делает, что он думает, как осуществляет свой жизненный путь. И в зависимости от этого определяется его настоящее и, тем более, его будущее. И поэтому Господь постоянно через Своих пророков, через апостолов, через святых отцов и учителей Церкви напоминает нам о необходимости осуществлять наш жизненный путь соответствующим образом в надежде жизни вечной. Но не всегда бывает так в жизни людей. И вот сегодня Господь в притче «О богатом и Лазаре» напоминает нам о том, что может случиться с человеком, если он живет только для себя. Или, как говорит святой апостол Павел: «Сеющий плоть от плоти пожинает тление, а сеющий дух — пожинает жизнь вечную». Вот какова разница, которая зависит от того, каким образом поступает человек. Притчей «О богатом и Лазаре» изображается жизнь двух людей противоположных, и одна противопоставляется другой для того, чтобы определить свойства поведения человека и его будущую участь тогда, когда закончится земная жизнь.
Господь говорит в притче о том, что был человек богатый. Он одевался роскшно, пиршествовал ежедневно, а рядом с ним был нищий Лазарь, который, кроме того, что был нищим, страдал и от многих болезней, потому что раны гноились на его теле. Он хотел питаться даже крохами, которые падали со стола богача, а псы оказывались более милосердными по отношению к этому человеку, потому что они облизывали гной из ран его. Такова была жизнь этих людей. Но вот умер богач, похоронили его. А Лазарь, когда умер, то, как сказано: «Ангелы Божии вознесли его на лоно Авраама». Понятие «лоно Авраама» говорит нам о том, что здесь имеется ввиду блаженство вечной жизни.
Когда попал богач за пределы земного бытия и оказался он в аде, то мучился от неугасающего огня, жажда постоянно мучила его. «Он возвел очи свои», как сказано в притче, «и увидел Авраама и Лазаря вместе с ним», взмолился и попросил Авраама, чтобы он послал Лазаря, дабы тот хотя бы омочил в воде свой перст и утолил жажду богача, который так страдал. На это Авраам ответил: «Ты в жизни своей получил все, что хотел, а теперь такова твоя участь. Лазарь же все зло испытал в жизни своей, поэтому теперь блаженствует. Кроме того», говорит Авраам, «между нами утвердилась большая пропасть, так что, даже, если кто-либо пожелал бы от нас перейти к вам, то это невозможно, так же, если и от вас кто захочет перейти к нам — это не возможно». И тогда богатый вспомнил о своих братьях, которые таким же образом проводили свою жизнь, как и этот богач. Поэтому он просит Авраама, дабы он послал Лазаря в дом отца, где проживает и пять братьев, для того, чтобы предупредить их, чтобы они не вели таким вот образом свою жизнь, чтобы не попасть в место мучения. На это Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки», то есть все священные книги, книги Священного Писания, которые даны для того, чтобы люди внимали тому, что там написано, вразумлялись, каялись, исправлялись. На это богач ответил: «Нет, отче Аврааме, они не послушаются Моисея и пророков, потому что они до этого не слушались и не обращали никакого внимания, а вот, если кто из мертвых восстанет и предстанет пред ними и вразумит их, то они исправятся». Авраам, естественно, ответил: «Если и Моисея — величайшего пророка Ветхого Завета и других пророков не послушаются, то даже если кто из мертвых восстанет — не послушают его».
Такова притча, которая нам говорит о многом. Она, прежде всего, указывает на то, что могут быть различные направления жизни человеческой, и в зависимости от этого различная участь в жизни будущего века. Конечно, этой притчей Господь обращался к тем людям, которые окружали Его. Среди этих людей были и богатые и бедные, и те, которые одевались роскошно и те, которые были нищими. И поэтому притча, обращенная к этим людям, дает очень много для размышлений относительно того, каким образом нужно вести свою жизнь. И мы, живущие на расстоянии двух тысячелетий от того времени, конечно, тоже должны применять эту притчу и к своей собственной жизни. Конечно, мы можем сказать, что мы никакие там и не богачи, и не Лазари, и не нищие, хотя, может быть, иногда и прибедняемся для того, чтобы вызвать сочуствие со стороны окружающих людей. Но дело не в названиях, дело не в том, что одни богатые, другие нищие, иные неимущие — дело во внутреннем духовном состоянии и в отношении к окружающей жизни.
Что характерно было для богача? — это то, что он все делал только для себя. И здесь нужно вспомнить слова святого апостола Павла, который говорил, что «сеющий в плоть — пожинает тление». Человек жил только для себя, для своего удовольствия, он не обращал внимания на нуждающихся. Может быть, и видел Лазаря, но по презрению своему к нищим не обращал на него никакого внимания. Он мог давать питаться не только от крох, падающих с его стола, но и уделить нечто и от роскошного стола, от роскошной одежды, в которую одевался, мог оказать помощь во врачевании тех ран, от которых страдал Лазарь, но он был безразличен. Жестокосердие проявил он и, естественно, за это был наказан и очутился в страшном месте мучения.
Так, дорогие братья и сестры, этот пример богача указывает прежде всего на то, что мы должны жить не только для себя. Святой апостол Павел прямо говорит: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов», то есть мы должны жить не только для себя, но и думать относительно окружающих нас людей, прежде всего, конечно, о самых близких, родных, заботиться о них, но также и о других людях, которые пребывают в болезни, старости, немощны, нуждаются в соответствующей помощи. Поэтому на них тоже нужно обращать внимание, несмотря на то, что может быть в жизни мы никак не пересескались с ними, но когда видим эти страдания, подобно тому, как страдал Лазарь, естсественно должны иметь сострадание к ним и оказыыать помощь. Не только в душе переживать, но и соотвествующим образом: и добрым словом и делом тоже помогать такого рода людям.
Вот такова притча, таков смысл ее, таковы должны быть побуждения у нас, для того чтобы мы внимали тому, что говорится в Священном Писании, прилагали это к нашей собственной жизни, к нашему поведению, к нашим поступкам, ко всему тому, что мы делаем, ко всему тому, что определяет наше отношение к окружающим нас людям.
Итак, дорогие братья и сестры, будем стремиться к тому, чтобы жить благочестиво, жить не только для себя, но и оказывать помощь другим, потому что, как говорит нам Слово Божие: «Суд без милости не оказавшим милости».
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
2 ноября 2014г.