Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Господь ублажает милостивых, людей милосердных, потому что они проявляют деятельную любовь к Богу и ближнему в этой двуединой заповеди, которую необходимо соблюдать.
Еще в Ветхом Завете Господь изрек о необходимости любви к Богу и ближнему. А в Новом Завете Он не только подтвердил, но и постоянно напоминает о необходимости проявления любви, не только в словах, но и в делах — в делах подлинного милосердия к окружающим людям. И вот сегодня, дорогие братья и сестры, Господь в притче «О милосердном самарянине» снова напоминает нам о том же, потому что это главная заповедь, которая должна проявляться самым непосредственным образом по отношению к тем людям, которые нуждаются в помощи, защите, сочувствии, участии в их судьбе. И поводом для произнесения этой притчи послужил вопрос одного законника, который, желая искусить Господа, спросил Его: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На это Господь спросил законника: «А как ты в законе читаешь?», в том законе, который дан был Богом через пророка Моисея, и этот книжник, законник, конечно, знал, что написано в законе моисеевом. И он обращается не к перечслению десяти заповедей, которые даны Богом через пророка Моисея, а непосредственно к этой главнейшей заповеди, в которой заключается все Писание Ветхого Завета, как указал Сам Господь. И он произнес заповедь, что нужно любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью души своей, а ближнего своего как самого себя. И Господь сказал: «Ты правильно говоришь, но только нужно так поступать», желая оправдаться, законник спросил: «А кто же мой ближний?» и вот в ответ на этот вопрос произнес вот эту притчу «О милосердном самарянине», которая нам всем хорошо известна. Она заключается в том, что некий человек шел из Иерусалима во Иерихон. Эта дорога пустынная, она и сейчас представляет собой пустынную дорогу, потому что, если направляться из Иерусалима в Иерихон, то по левую сторону безкрайняя пустыня, в которой только ветер гоняет сухую траву, поднимает пыль и песок, а по правую сторону — крутой берег: высокая, крутая, непрерывная стена, которая отделяет пустыню от реки Иордан, за которой вдали виднеется зеленеющая долина плодородная. А вот здесь сухо, пусто, в летнее время особый зной пекущий, поэтому данной дорогой и в те времена мало проходили люди, а проходили, если только с большой опаской, потому что здесь водилиись разбойники. Господь, конечно, знал, что это известно окружавшим Его слушателям, поэтому Он избрал в этой притче вот это путешествие человека по пустынной тяжкой и опасной дороге.
Разбойники встретили этого человека, который шел: не только раздели его, не только отобрали у него все, что он имел, но избили, изранили его и оставили еле живым. Хорошо, что оставили еще при дороге, потому что этот несчастный человек, который лежал полумертвый, мог надеяться на то, что проходящие мимо окажут ему помощь. И, действительно, как говорит Господь в притче, проходили ветхозаветные священник и левит, но они только посмотрели на несчастного, хотя и видели, что он жив, что можно ему оказать помощь и не только можно, но и нужно, прошли мимо. И только самарянин — человек презираемый иудеями, проходя мимо, не оставил этого человека в беспомощном состоянии, который настолько был изранен, что не мог двигаться, не мог самостоятельно ходить. Он сжалился над этим человеком и, изливая елей и вино на его раны, обвязал его раны, оказал ему первую, скорую помощь. Но не остановился на этом, но взвалил этого человека на свой скот, как сказано в притче, и отправился в гостиницу, а сам по знойной пустыне шел пешком, а вот этого человека вез на своем осляте. Вот так поступил милосердный самарянин. Но и этим не ограничился. Остановившись в гостинице, продолжал оказывать заботу об этом человек, и только на следующий день, утром, отправляясь дальше по своему пути, по тем делам, которые у него имелись, он оставил содержателю гостиницы два серебрянника и сказал, попросил, чтобы он оказывал помощь до выздоровления. И сказал, что если тот потратит больше, чем оставлено для услуг, он, возвращаясь, возместит расходы. Вот так поступил милосердный человек, который вез и вино и масло для кого-то другого, может быть для своей семьи, для своих друзей, может быть для того, чтобы торговать и получить соответствующую прибыль. Притча об этом не говорит, но видно, что самарянин не пожалел вот того товара, который был у него, ни тех средств, которыми он располагал и обещал еще больше потратить для того, чтобы оказать соответствующую помощь. Это, конечно, свидетельствует о том, что человек действительно был милосердным. Вот Господь, когда произнес эту притчу, спросил законника: «Кого можно назвать ближним, попавшему в руки разбойников?», а этот законник сказал: «что оказавший ему милость», он даже не назвал самарянина, потому что это имя было ненавистно иудеям, а просто ограничился словами «оказавший милость». Самарянин стал «ближним» тому человеку, который оказался в таком бедственном положении. И вот этими словами, можно сказать, законник и ответил больше чем на тот вопрос, который задал ему Господь. Господь побудил самого законника сказать, что нужно знать не только, кто мой ближний, но и кому я сам являюсь ближним, то есть, каждый человек должен быть ближним тому, кто попал в беду, кто нуждается в помощи, кто нуждается в участии, причем не на словах, а на делах. И, как видно из притчи, оказана была помощь от самого начала и до конца, то есть не просто оказал первую помощь, но и потом позаботился о том, чтобы этот человек выздоровел и потом уже мог дальше продолжать свой путь. Милосердный самарянин не только возливал вино и елей, но и обвязал его раны, и, наверно, дал ему одежду, для того, чтобы он прикрыл свою наготу, т. е. оказал полную, необходимую помощь этому человеку.
Вот, доргоие братья и сестры, эта притча, которая нам хорошо известна. И мы, конечно, внимая этой притче, должны постоянно размышлять над тем, а что она означает для нас? Какие уроки и примеры мы можем извлечь из этой притчи? Даже вот из примера законника мы должны извлечь соответствущие для себя наставления. Чем интересовался законник? Хотя он вопрошал Господа, искушая Его, но задал весьма важный вопрос: «Что мне делать,чтобы наследовать жизнь вечную?» Часто ли мы, дорогие братья и сестры, задаем себе этот вопрос? Хотя мы, конечно, знаем, что нужно делать, но нужно постоянно задавать себе этот вопрос, потому что мы далеко не всегда стремимся к тому, чтобы все делать, дабы наследовать жизнь вечную. А жизни вечной удостаивается только тот, кто проявляет деятельную любовь, как говорит Господь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Законник спрашивал: «Кто мой ближний?», но из притчи он понял, что нужно не только уяснять «кто мой ближний», но и уяснять для себя — кому я сам являюсь ближним. Это тоже очень важно, потму что любой человек, является ли он там по родству нам близкий или по соседски или по каким-то другим обстоятельствам, но если человек попал в беду, если он в горе, если он в нужде, то мы должны быть ближними к этому человеку. Вот это главные наставления, которые проистекают из притчи «О милосердном самарянине».
Будем же, дорогие братья и сестры, внимая слову Божию, внимая тому, что нам Господь говорит через притчу о милосердии, стремиться к тому, чтобы действительно проявлять христианскую любовь в делах подлинного христианского милосердия.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
23 ноября 2014г.