Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Человек, наделенный самим Богом свободной волей, может самостоятельно распоряжаться своей жизнью и направлять свой путь туда, куда влечет его сердце. Однако не все пути, которые избирает человек являются угодными Богу и полезными для самого человека. Один человек может устремляться к тому, что, как говорит Сам Господь, является «единым на потребу», а другой всецело поглощается материальными интересами. Святой апостол Павел такого человека называет «плотским», потому что он сеет, как говорится, «не в дух, а в плоть», то есть, все, что он делает, все, что он употребляет, все, к чему он прикасается, имеет приземленный характер. И человек, который всецело поглощен материальными интересами, далек от того, чтобы задумываться о смысле своей жизни, о цели и направлении своего земного бытия. «Плотской» человек помышляет только о том, как бы насытить себя, стяжать для себя, может быть, даже сверх нужного, сверх необходимого. Конечно, каждый человек, как говорит Господь «не ненавидит свою плоть но питает и греет ее» и, поэтому человеку свойственно заботиться о том, что важно и необходимо для поддержания жизненных сил. Но если человек только на этом останавливается, если он стремится только к тому, чтобы заботиться только о телесных нуждах, то он, конечно, вредит во многом своей душе. Потому что, как говорит Господь: «Если человек приобрящет весь мир, а своей душе повредит, то никакой пользы ему не будет» — один только вред, обман, пагуба.

И вот сегодня, дорогие братья и сестры, нам в притче Господь представляет вот такого человека, который всецело был поглощен материальными приобретениями. Этот человек был богатым, а когда у него случился богатый урожай, то он стал задумываться: а что делать, куда собрать это богатство, которое так неожиданно оказалось в его руках. И он сказал, что некуда мне собирать обильный урожай, поэтому нужно разорить старые житницы и создать новые для того, чтобы собрать не только вот этот богатый урожай, но и все то, что он имел, а после этого он говорит, вот большие богатства собраны и, обращаясь к своей душе говорит: «Ешь, пей, веселись!» — вот о чем думал этот богатый человек. Не о том, чтобы поделиться этим неожиданно полученным богатым урожаем, а о том как бы только себя насытить и веселиться, радоваться, есть, пить, но не делиться с другими людьми. Но Господь сказал: «В эту ночь возьмут у тебя душу — кому же останется то, что ты приобрел?» И, заключая эту притчу, Господь сказал: «Так бывает с тем, кто не богатеет в Бога». Вот кратко притча.

Конечно, дорогие братья и сестры, мы должны задуматься над смыслом и значением этого евангельского повествования, потому что оно должно быть обращено к душе каждого человека. Конечно, мы можем сказать, что у нас нет житниц, нет богатого урожая, нет того изобилия, которое имел этот приточный богач, но у каждого из нас имеются какие-то привязанности, которые так или иначе побуждают нас думать не о небесном, а о земном. Пусть у нас нет житниц, но есть большие кладовки, холодильники, в которые мы собираем, приобретаем, укладываем в эти небольшие сокровищницы то, что мы не всегда употребляем. И, сверх меры приобретая, мы часто приводим к тому, что приобретенные продукты портятся и мы выбрасываем их вместо того, чтобы поделиться с нуждающимися людьми. Мы не подсчитываем наших утрат, наших потерь от такого неразумного отношения к тому, что мы имеем, чем обладаем. Другой человек, конечно, тоже материально заинтересованный, стремиться не столько насытить свое чрево сколько одеться роскошно, гоняется за модой, приобретает такую одежду, которая через некоторое время снова становится немодной, и жилище такого человека превращается в склад ненужных вещей.

Вот, дорогие братья и сестры, краткие примеры, которые, наверно, в той или иной степени касаются каждого из нас, и мы должны поэтому извлечь из притчи соотвествующие наставления, потому что Господь говорит, что «нужно в Бога богатеть». Что значит «в Бога богатеть»? «В Бога богатеть» — это значит стремиться к тому, чтобы всегда памятовать о Боге и творить Его святую волю, которая выражена в заповедях. Заповеди необходимо соблюдать, потому что, исполняя эти заповеди, мы стяжаем соотвествующие добродетели, которые являются полновесными плодами, которые достойны жизни вечной. Ничто из этой земной жизни мы с собой не возьмем, а вот добродетели, которые мы совершаем — это то наше богатсво, то сокровище, которое мы должны приобретать, потому что, как сказал Господь: «Где сокровище ваше, там и душа ваша». И, действительно, Господь, когда указывает на необходимость нам стремиться не к материальным, а к духовным ценностям, говорит о том, что нужно собирать вот эти небесные богатства, небесные сокровища «куда вор не приближается и тля не изъедает». А святой апостол Павел говорит нам относительно того, что «благочестие во всем полезно». И мы, дорогие, должны стремиться к благочестию. Благочестие, как говорит нам Священное Писание, заключается именно в исполнении святой воли Божией. «Великое приобретение»- говорит святой апостол Павел — «быть благочестивым и довольным». Что значит «быть довольным»? «Быть довольным» — это значит довольствоваться тем, что Бог посылает и не стремиться стяжать сверх меры, сверх нужды, сверх потребности. Если и бывает что-то сверх наших нужд, то мы должны делиться с окружающими нас людьми, которые нуждаются в такой помощи. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Богат не тот, кто много имеет, но тот, кто не нуждается во многом», то есть человек, который довольствуется самым необходимым для своей жизни.

Итак, дорогие братья и сестры, внимая тому, что нам говорит Священное Писание, говорит Сам Господь, Его святые апостолы, святые отцы и учители Церкви, будем стремиться к тому, чтобы «в Бога богатеть» и да поможет нам в этом Сам Господь.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
30 ноября 2014г.