Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Многообразно и многократно Господь в Евангелии говорит нам о необходимости исполнения заповедей для того, чтобы достигнуть и удостоиться жизни вечной в Царствии Небесном. И вот сегодня тоже в Евангелии от Луки Господь нам напоминает об этом, а евангелист Лука нам повествует о том, почему именно говорится о необходимости исполнения заповедей. Некий человек пришел ко Господу и стал просить Его, чтобы Он ответил на наболевший для него вопрос: что нужно делать, чтобы достигнуть жизни вечной? И Господь ему сказал, что необходимо исполнять заповеди, которые даны Господом через великого пророка Моисея: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и матерь свою. На это вопрошавший ответил, что он эти заповеди исполняет от юности своей. Господь воззрел на него и сказал: «Единого тебе еще не достает — пойди продай имение свое, раздай нищим и получишь сокровище на небесах, потом следуй за Мною», услышал это человек — восскорбел, потому что, как завещает евангелист, он был богатым, и не только богатым, а весьма богатым и, конечно, ему жалко было расставаться со своим имуществом, со всем тем богатством, которое он приобрел и своими трудами и, наверное, трудами своих родителей. И Господь, когда увидел, что этот человек со скорбью ушел, более не желая беседовать с Господом, сказал: «Как трудно богатому войти в Царство Небесное, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие». Слышавшие же тогда с недоумением стали вопрошать: «А кто же тогда может спастись?» И на это Господь ответил: «Для человека это невозможно, а для Бога все возможно». Вот таково евангельское повествование, которое, конечно, требует не только нашего внимания для того, чтобы слушать, но и углубляться в смысл и значение того, о чем говорится в этом евангельском чтении и какое это может и должно иметь отношение к нашей духовной жизни и к жизни повседневной, к нашему поведению, к нашим действиям, к нашему отношению к тому, о чем идет речь в Евангелии.

Евангелист Марк тоже повествует об этом событии и он замечает, что Господь сказал, что трудно не вообще богатому войти в Царствие Небесное, а трудно — надеющемуся на богатство. Именно таким и предстал этот человек пред Господом, он надеялся на богатство, в этом полагал смысл и значение всей своей жизни, хотя, конечно, он думал и о духовных предметах, почему и вопрошал Господа: «Что мне нужно сделать, чтобы наследовать Царствие Небесное?» И в этом отношении он, конечно, отличается от того богача, о котором мы слышали совсем недавно. В Евангелии от Луки говорилось о том, что «один богатый человек намеревался собрать большой урожай, разорить старые житницы, построить новые и сложить все свое богатство, не только урожай, но все что имеет сложить в амбары и радоваться и веселиться: «ешь, пей, веселись» — вот так замышлял этот богатый человек, но — это приточный персонаж, а вот сегодня в Евангелии от Луки предстает конкретный человек, с которым беседовал Господь и которому Он сказал, что ему недостает только расстаться с тем богатством, которым он владеет. Этот человек, конечно, отличается от того приточного богача, потму что, если тот только есть, пить и веселиться замышлял, то этот задумывался над тем, а что же нужно сделать для того, чтобы наследовать жизнь вечную. По-видимому богатство, которое он приобрел, не вполне удовлетворяло его, поэтому он думал о том, что же сделать, чтобы наследовать вечную, блаженную жизнь, то есть думал о далеком будущем. Но оказалось, что он все таки надеется на богатство, что в богатстве смысл его жизни.

Нужно иметь ввиду, что святой Василий Великий, рассуждая о различных духовных состояниях человека, говорит о том, что люди по разному относятся к исполнению заповедей. Все знают каковы заповеди, что нужно делать, но один человек исполняет заповеди и не нарушает Закона Божия, только потому, что боится наказания — это рабский страх, который не приводит к совершенству; другой человек, как говорит святой Василий Великий, совершает добрые дела, желая получить награду, но и этот человек не является вполне совершенным, потому что определенную награду он ожидает и только поэтому он исполняет заповеди. Наконец, говорит святитель, есть люди, которые исполняют заповеди по любви к Господу и по любви к самой добродетели — вот это и является совершенством. Конечно, человек не сразу достигает вот такой высокой ступени, когда исключительно по бескорыстной, жертвенной любви он совершает дела добродетельные. Первый человек, который из-за страха исполняет заповеди и не нарушает Закона Божия, находится в состоянии рабства. Второе состояние — это наемничество, потому что с подходом наемника человек исполняет заповеди. А третье состояние святой Василий Великий определяет как сыновство, когда человек по сыновней любви к Богу исполняет заповеди и таким образом в самом исполнении он находит для себя удовлетворение и действительно собирает, благодаря этому, сокровища на небесах.

Господь, когда сказал о человеке, который приходил к Нему и скорбью ушел, «трудно богатому войти в Царствие Небесное», не осуждает самого богатства, потому что все зависит от того, как человек к нему относится, каким образом он поступает, использует ли он то, что накопил только для себя или и для других людей. Если человек таким образом использует свое имущество, свое достояние, то он достоин похвалы и одобрения, потому что он «в Бога богатеет», как говорит Господь, потому что те добрые дела, которые совершает человек, это то, что делают люди и для самого Господа. Об этом говорится и в 25 главе Евангелия от Матфея, где сказано о том, что Господь на Страшном Суде будет вопрошать всех кто как поступал в своей жизни и, если даже подал чашу воды или кусок хлеба для алчущего и жаждущего, то тем самым он оказал услугу Самому Господу. И, таким образом, те добрые дела, которые человек совершает по чувству сыновства, по чувству любви к Богу и ближним — вот это и есть то, к чему нужно постоянно стремиться. Хотя, конечно, взойти на такую высоту нравственного совершенства — это не просто, требуется много трудов и забот.

В противоположность этому богатому человеку, который вопрошал Господа, что ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, сегодня святая Церковь предлагает нашему вниманию праведного Филарета, который наименован Милостивым. Он жил в далекое от нас время в VIII веке, в одном из городов Малой Азии. Он был богатым человеком, но в то же время он проявлял милосердие — он не проходил мимо нищих, больных, недужных, сирот, окормлял и уделял из своего имущества. Даже тогда, когда сам оскудел средствами, он оказывал помощь нуждающимся. Когда у его соседа пал вол, то он своего единственного вола, который остался, передал этому человеку для того, чтобы он пахал свою землю и получал урожай, потому что у него была большая семья. Многие осуждали Филарета за такую расточительность, конечно и родные и близкие страдали от того, что они оскудевали в средствах. И когда у праведного Филарета не стало средств, он все равно стfралася чем мог помочь окружающим его нуждающимся людям. Известно из жития, что он последнюю свою одежду отдал нищему, который страдал от холода. Но Господь вознаградил, многократно вознаградил праведного Филарета: одна из его внучек вышла замуж за императора. И с этого времени у праведного Филарета пошла иная жизнь — он стал не только знатным, потому что его внучка вышла замуж за императора, но и богатым. И, конечно, он это богатство опять же использовал для того, чтобы оказывать помощь нуждающимся.

Вот поразительные примеры: евангельского богача, богатого человека, который пришел ко Господу, о котором мы слышали ныне в Евангелии от Луки, и праведного Филарета, который старался жить по Евангелию и, конечно, он достиг вот той степени сыновства, о которой говорит святой Василий Великий, потому что, действительно, по любви к Богу, по любви к ближнему, по любви к самой добродетели совершал те добрые дела, которые прославили его не только среди людей, но и пред Господом.

Будем же, дорогие братья и сестры, внимать тому, что нам говорит Святое Писание, стремиться к тому, чтобы по мере сил и возможностей подражать святым угодникам Божиим для того, чтобы жить праведно и достигать той степени любви, о которой говорит свт. Василий Великий.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
14 декабря 2014 г.