Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В слове Божием, в Священном Писании Нового Завета, говорится о «ветхом и новом» человеке. Кто такой «ветхий» человек? и кто такой «новый» человек? На этот вопрос даёт ответ святой апостол Павел в своём Послании к Колосянам, которое читалось ныне за Божественной Литургией. Святой апостол Павел призывает «совлечься ветхого человека и облечься в человека нового»(Кол.3:9-10). Причем апостол Павел говорит, что и тот и другой человек может обитать в одном лице, в зависимости от того, как поступает человек в своей жизни, какова его душа, каковы его намерения, каковы его поступки. И поэтому апостол Павел говорит, что надо «совлечься ветхого человека» со всеми его делами. И дела эти он перечисляет — это и злоба, и зависть, и злохуление и всевозможные другие грехи и пороки. А, когда апостол Павел говорит, что надо «облечься в нового человека», то он говорит, что такой человек обновляется по «образу, создавшего его Творца». Вот в чём заключается разница между тем и другим человеком. Хотя, конечно, как говорит святой апостол Павел, в одном человеке, даже в «новом» человеке может иногда проявляться и человек «ветхий», и это мы знаем не только на основании того, что говорит святой апостол Павел, но и на примере собственной жизни, собственного поведения, собственного отношения к тем или иным делам или поступкам.
Святой апостол Павел говорит, что в себе чувствует противоборство двух законов: один влечет его к добру, а другой — ко злу. Иногда, как говорит святой апостол Павел, вот этот второй, другой закон, который влечёт за собой ко злу — преобладает. Вот как говорит святой апостол Павел относительно того, что всё зависит от человека куда он склоняется, в какую сторону: то ли он живёт в пороках, то ли он стремится к тому, чтобы действительно уподобляться Богу через приближение к Богу, к Источнику жизни и всяческих благ.
О том же говорит нам и Евангелие, но в других словах, например, когда Господь говорит, что «нужно отвергнуться себя и следовать за Ним», то конечно, Он имеет ввиду, что необходимо отвергнуться того, что в человеке худого. И только освободившись от всего худого, можно следовать за Господом.
О том же, дорогие братья и сёстры, но в других словах говорит и нынешнее Евангельское чтение. Святой евангелист Лука повествует нам о том, что Господь произнес притчу «О званых на вечерю»: Господин решил устроить вечерю, торжественный семейный пир и заранее известил званых о том, что когда настанет время, когда будет всё готово — он их позовёт. Вот настало это время, и господин послал своих слуг для того, чтобы они предупреждённых заранее пригласили, потому что, как сказано в Евангелии, всё уже было готово для приёма гостей. Но все начали отказываться: один — купил поле и, чтобы обследовать его, ему нужно было туда отлучиться. Поэтому он попросил извинения, что не может откликнуться на зов пригласившего его господина. Другой купил пять пар волов и тоже нужно было посмотреть эту покупку. Он тоже отрёкся от приглашения. Третий сказал, что он вступил в брак и поэтому не может придти. У каждого нашлись причины. И поэтому, разгневавшись, господин послал своего слугу, чтобы он призвал на званый ужин всех, кого он встретит. Это было сделано, дом наполнился гостей, начался пир, хозяин был доволен. Но в то же время он сказал, что никто из тех, кто был ранее призваны, не вкусит пищи со стола этого хозяина. Таков был приговор, потому что те отказались и не только не могли придти на тот пир, на который их приглашали, но и в будущем они лишались такой возможности. О чём это говорит? Это говорит о том, что люди, которые живут исключительно земными интересами, не могут откликаться на духовные запросы, что не менее необходимо, даже более необходимо, чем вопросы и нужды, касающиеся тела, касающиеся плоти человеческой. Это как раз и есть те «ветхие человеки», которые живут именно приземлёнными интересами, которые погрязают всецело в своих повседневных заботах, их взор всегда склонен долу, в землю, в те земные плотские интересы, которые всецело поглощают их и время и внимание.
Конечно, эта притча имеет, прежде всего, историческое значение, потому что она была обращена к современникам, которые жили во время земной жизни Господа. И эта притча говорит нам о том, что призванные в Царство Небесное Самим Господом, отреклись от Него, не откликнулись на этот зов, не пришли к Господу, не вняли Его учению о Царствии Божием, о том, что является единым на потребу, а они ушли далеко от Господа, несмотря на то, что Сам Господь многократно призывал их Своим Божественным словом.
Но, конечно, эта притча имеет отношение не только к тем, кто жили тогда. Она имеет значение универсальное, потому что Божественное слово обращено ко всему человечеству на все времена. Во все концы вселенной простирается слово Божие, ибо оно призывает к тому, чтобы люди внимали ему и совершали дело своего спасения в соответствии с тем, что говорит нам Божественное Откровение. И, поэтому, дорогие братья и сёстры, эта притча имеет отношение и ко всем нам и к каждому из нас в отдельности. Мы конечно, призваны Господом, мы приняли Таинство Крещения, мы являемся Христовыми последователями, но всегда ли в нас живёт дух евангельский? Всегда ли он движет нами, нашими мыслями, нашими стремлениями, нашими поступками, всем нашим поведением и всей нашей жизнью? Святой апостол Павел не напрасно говорит, что в новом человеке может оставаться старая закваска в виде греховных привычек, пороков, страстей, от которых трудно бывает человеку избавиться. Но это нужно сделать, потому что, как говорит святой апостол Павел, «новый человек должен обновляться по Образу Создавшего его». Господь создал человека, одарил его и образом и подобием Своим.
Образ дан, подобие задано в том смысле, что каждый человек должен постоянно стремиться к уподоблению в соответствии с тем даром, который получил каждый человек. И поэтому мы должны, дорогие братья и сёстры, рассматривая, размышляя над притчей, думать относительно того, как мы сами поступаем, потому что Господь нас призывает, призывает Евангельским Своим словом, Своим Божественным учением, апостольской проповедью, которая находится в апостольских посланиях, в Деяниях святых апостолов, призывает нас и голосом Церкви, которая озаряет нас светом Евангельского учения, которой даны Благодатные Дары, для того, чтобы мы, пользуясь ими, обогащали свою жизнь, укрепляли свою волю, свои силы для делания добрых дел. И, поэтому, дорогие братья и сёстры, притча эта имеет непосредственное отношение ко всем нам. Конечно мы можем сказать: «У нас много обязанностей, у нас много трудов, мы заботимся о том, чтобы для себя приобрести хлеб насущный и кров, и дом, и всё прочее и ближним тоже нашим нужно помогать!». Это всё верно, всё это необходимо делать, потому что — это долг каждого, но в то же время не нужно забывать о том, что есть духовные потребности, которые тоже нужно удовлетворять, потому что человек это не только плоть — это и дух, и духовные потребности должны превалировать, должны господствовать в тех интересах, которые имеются у человека. Не нужно всецело приземляться, долу склоняться только к тем земным, плотским потребностям, в которых часто человек погрязает. И поэтому ему не хватает времени для того, чтобы придти в храм, для того, чтобы дома помолиться надлежащим образом, для того, чтобы как следует идти по пути добродетели и стяжать те добрые дела, о которых нам постоянно говорит Господь через Своё Евангелие, через апостольские послания. Но мы можем сказать, что у нас нет времени, нет возможности, иногда хочется больше отдохнуть, то у нас болит одно, то другое, мы находим массу всяких извинений подобно тем людям, которые отказались от приглашения на вечерю к господину, который так ожидал своих гостей, как дорогих и близких людей, а они отказались. А Господь ведь и нас призывает постоянно, постоянно говорит нам о необходимости следовать за Ним, потому что только таким образом мы можем достигать того нравственного совершенства, к которому призывает нас Господь. Ничто не должно отвлекать нас от того, что является единым на потребу, то есть не нужно уклоняться от того, что является необходимым для удовлетворения духовных потребностей, духовных нужд, потому что человек должен всегда памятовать о том, что путь добродетели требует всего этого. И поэтому, дорогие братья и сёстры, мы должны всегда внимать этой притче, чтобы неуклонно идти по пути нравственного совершенствования. И в этом отношении для нас примером являются праотцы, память которых сегодня совершает Святая Церковь. Не напрасно и эта притча «О званых на вечерю» тоже читается именно в этот воскресный день, который так и именуется Неделя святых праотцев. Кто они, эти праотцы? Это и праведный Авраам, Исаак, Иаков и другие патриархи ветхозаветные, которые, как сказано в Священном Писании Ветхого Завета «ходили пред Богом». У них была масса всевозможных обязанностей и тем не менее они, действительно, жили верою в Грядущего Спасителя. Они не знали, когда придёт Господь, но они верою своею, своими добрыми делами готовы были в любое время встретить Господа.
Ныне, дорогие братья и сёстры, в Рождественский Пост, мы готовимся к встрече Рождества Христова, праздника, который положил начало новому бытию всего мира — это новая эпоха, новая эра, которая в то же время произвела водораздел между людьми, потому что одни остались «ветхими человеками», а другие, которые восприняли Господа, стали «новыми человеками».
И вот поэтому, дорогие братья и сёстры, когда мы готовимся к празднику Рождества Христова, то должны подражать святым праотцам, которые жили верой и правдой и служили Господу всеми силами своей души, в чём, да поможет и нам Господь по Своей Благодати и Человеколюбию.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
28 декабря 2014г