Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? что нам пить? или во что одеться?» (Мф.6:31-33) – так, дорогие братья и сестры, через Свое Евангелие, которое мы слышали за Божественной Литургией, обращается к нам Сам Господь и Спаситель наш. Во время Своего земного служения Господь многократно наставлял тех людей, которые окружали Его. Он преподавал Божественное учение, научал Божественной мудрости тех, кто внимал Его Божественному слову. Он обличал всякую неправду в людях, преподавал наставления во всех обстоятельствах жизни тех людей, которые обращались к Нему. И, конечно, дорогие братья и сестры, Господь преподавал такие наставления, которые были близки сердцу каждого человека, потому что Господь стучался в сердца человеческие, и они открывались навстречу с Ним. И когда они открывались, Господь входил в них и давал им возможность ощутить благодатную силу Своего Божественного слова.
Господь обращал внимание на собственную жизнь людей, побуждал их к тому, чтобы они пересмотрели свою жизнь и устрояли ее по Его заповедям. То же самое Божественное слово, которое было обращено непосредственно к слушателям Господа, обращено и к нам через века, оно такое же живое и действенное это слово, это Божественное учение, которое побуждает и нас внимать ему и устроять свою жизнь надлежащим образом.
Ныне мы слышали слова Господа о том, что не нужно заботиться и говорить: «что нам есть? что нам пить? или во что одеться?» (Мф.6:31-33). И если мы восприняли эти слова таким образом, что Господь запрещает вообще всякое попечение об естественных потребностях, то мы бы впали в тяжкое заблуждение, потому что те слова, которые мы слышим в отрыве от других наставлений Господа, могут представляться нам неисполнимыми. А ведь Господь не отвергает естественных потребностей человека. Он Сам говорит, что человек должен руководствоваться тем законом, который вложен Самим Господом в природу человека, а этот закон, конечно, побуждает человека и есть, и пить, и одеваться, и заботиться о естественных своих нуждах. Господь через Своего Апостола прямо сказал: «Никто не ненавидит свою плоть, но питает и греет ее» (Еф.5:29), а это указывает на то, что человеку естественно заботиться о том, чтобы поддерживать свою жизнь соответствующим образом.
Однако греховный человек естественные потребности превращает очень часто в противоестественные. Природа человеческая требует пищи – это естественно, но человек вместо того, чтобы утолять голод – объедается. Человеку свойственно утолять свою жажду, а он упивается и тем самым вредит своей природе, всему своему человеческому естеству. И поэтому, когда мы слышим слова Господа: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? что нам пить? или во что одеться?» (Мф.6:31-33), то должны понимать, что Господь здесь запрещает чрезмерное увлечение удовлетворением плотских потребностей. Потому что, действительно, если человек всецело поглощается этими заботами и забывает о духовных ценностях, то он превращается в раба своих страстей и похотей и естественные потребности действительно превращает в противоестественные, безмерно удовлетворяя тем потребностям, которые чем больше удовлетворяются, тем больше требуют от человека еще увлекаться тем, что побуждает действовать его не по закону Божию, а по закону греховного влечения.
И, таким образом, дорогие братья и сестры, мы должны понимать слова Господа о том, что не нужно чрезмерно заботиться о своих телесных, естественных потребностях. Господь в том же Евангелии, которое мы слышали сегодня, говорит о том, что не нужно служить двум господам, потому что, если одного господина человек будет любить, то другого будет ненавидеть; если будет одному угождать, а другого будет пренебрегать. Господь говорит прямо: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24) –вот два господина: Господь и маммона, который очень часто превращается в господствующее начало для тех людей, которые увлекаются чрезмерно телесными потребностями и забывают о душе – вечной, бессмертной.
Вот, дорогие братья и сестры, те наставления, которые мы должны почерпнуть из евангельского повествования. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место Евангелия от Матфея, говорит о том, что человек создан не для того, чтобы есть, пить, одеваться, а для того, чтобы устремляться к непреходящим благам – вот в этом заключается смысл и значение человеческой жизни.
Человек должен помнить о том, что все, что в этом мире совершается происходит по промыселу Божию, который простирается, на все творение и на человека. И, благодаря этому промыслу человек и действует, и живет, и существует, и надлежащим образом, если человек обращается к Богу, осуществляется и его земное бытие. И поэтому, как говорит святой Иоанн Златоуст, необходимо стремиться к тому, чтобы заботиться о вечных благах, а не о скоропроходящих земных благах, которые как приходят, так и уходят. Человек с собой ничего из этого мира взять не может, а может взять только те духовные дары, которые он сам приобретает своими добрыми делами. Тот же святой Иоанн Златоуст говорит, что маммона противоречит и противодействует тому, что требует Господь. Он говорит, что Господь требует от нас и ожидает от нас, что мы будем жить целомудренно, а маммона побуждает жить блудно; Господь повелевает делиться своим имуществом с ближними, а маммона побуждает похищать то, что не принадлежит ему и пользоваться чужим имуществом. И, таким образом, то, что требует Господь и что требует маммона, находится в непримиримом противоречии. Поэтому Господь и говорит, что: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24), а служение маммоне означает служение плотским потребностям – это, когда человек чрезмерно увлекается тем, что удовлетворяет свои потребности и чрезмерно стремится об угождении своей плоти.
Поэтому, дорогие братья и сестры, внимая евангельскому повествованию и наставлениям святоотеческим, в частности святителя Иоанна Златоуста, будем стремиться к тому, чтобы действительно маммона не обладал нами, что бы мы заботились не только о плоти, но и заботились о душе, должны устремлять свой дух, свое сердце, свой разум к Богу для того, чтобы, пользуясь благоразумно земными благами, мы достигли и удостоились вечных, непреходящих благ в непрестанном созерцании и общении с Господом и Спасителем нашим.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
21 июня 2015 года