Проповедь в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом.

Христос Воскресе!

«Душевными очима ослеплен к Тебе, Христе, прихожду, яко слепый от рождения» — вот так Святая Церковь сегодня воспевает и прославляет Господа и напоминает нам о том, что есть слепота не только физическая, но и слепота духовная.

И в Священном Писании очень часто говорится о том, что у человека бывает такое состояние души, которое порождает духовную слепоту. Это бывает тогда, когда человек поражен пороками и страстями, такими, как гордость, тщеславие, самомнение, гнев, памятозлобие, неприязнь и всякие другие пороки и грехи, которые подобно пелене закрывают духовные очи человеку, и он не может видеть ни своих недостатков, ни достоинств окружающих людей, поэтому он часто думает, что он лучше всех, а остальные – это грешники, которые не заслуживают никакого внимания и уважения.
И вот сегодня повествование из Евангелия от Иоанна напоминает нам о конкретных примерах того, как опасна духовная слепота. Евангелист говорит об исцелении слепорожденного. В связи с этим он поведал нам историю, как отнеслись окружающие люди к этому событию. Мы видим, что человек, который от рождения ничего не видит, стал не только зрячим, но и духовно просветился и признал в Господе не только своего освободителя от тяжкого недуга, но и прославил Его, как Сына Божия и поклонился Ему. А вот книжники и фарисей, которые досконально хотели узнать, как все произошло, до конца оказались неверующими: они не признали этого чуда, а, наоборот, обвинили Господа в том, что Он является человеком грешным, потому что, видите ли, не соблюдал правило субботнего покоя. Как же это произошло?

Евангелист Иоанн Богослов говорит нам о том, что Господь проходил мимо человека, который был слепым от рождения, вот он сидел и просил милостыню и никто не обращал на него внимания, но Господь и сопровождавшие Его ученики остановились здесь. И ученики стали спрашивать у Господа: «Кто же согрешил: этот ли человек или его родители, что он родился слепым от рождения?», потому что это тяжкий недуг и люди всегда думают, что, если человек страдает от чего-то, то это следствие его грехов. Это на самом деле так в большинстве случаев и бывает, обычно грехи являются порождением всех болезней и душевных и телесных, но в данном случае говорит Господь: «Ни этот человек не согрешил, ни его родители, а все было для того, чтобы на нем явилась слава Божия». А слава Божия явилась в том, что Господь произвел незначительные на первый взгляд действия – он сотворил плюновение и брением из земли помазал очи этому человеку и сказал пойти ему в источник Силоам и там умыться. Этот человек так и поступил и сделал таким образом, как ему повелел Господь: умылся и сразу же прозрел и возвратился уже зрячим. И только тут уже заметили его окружающие люди. И начали думать и говорить: «тот ли это человек, который сидел и просил милостыню». Они, может быть и проходили мимо него и милостыню ему не подавали, поэтому и не распознали в нем этого человека, мимо которого они проходили. Другие говорили: «Да нет – это не тот человек, который просил милостыню, похожий только на него», стали сомневаться в том, что было совершено чудо исцеления, избавления человека от слепоты. Повели этого человека к фарисеям, которые считались знающими Моисеев Закон и соблюдающими его очень тщательно, в том числе и Закон о покое субботнем. Фарисеи стали интересоваться – действительно это тот человек и спрашивали его: «Как же ты выздоровел, как же ты избавился от слепоты?». Он сказал: «Человек по имени Иисус сделал брение из земли и помазал мне глаза и я пошел к источнику и исцелился». Снова и снова спрашивали фарисеи этого человека, сомневаясь в действительности чуда, потому что исцеление совершилось в субботу. Поэтому они говорят слепому, что тот человек, который тебя исцелил не праведник, а грешник, ибо не соблюдает закона о субботе.

Призвали фарисеи родителей его и стали вопрошать: «Это ли ваш сын? Действительно ли он родился слепым? Как он прозрел?», но родители, поскольку они боялись, что их отлучат от синагоги, а фарисеи уже сговорились, чтобы все, кто будет говорить о том, что Иисус есть Христос, т.е. — Мессия, Помазанник Божий, который предсказан пророкам, отлучить от общения, не давать возможности приходить в синагогу, тем более в храм Иерусалимский Поэтому родители сказали: «Да – это наш сын, и что он родился слепым и это так, а вот как он избавился от слепоты, мы не знаем». Поэтому фарисеи снова спрашивали исцеленного: «Как же ты все таки избавился от своей слепоты и что ты думаешь о том человек, который тебя исцелил?» «Я думаю, что это пророк.», но фарисеи сказали, что не может он пророком быть, потому что нарушает закон о субботе. И снова и снова спрашивали, чтобы выяснить со всеми подробностями как это произошло. Но слепорожденный, который исцелен от слепоты, говорит: «Я уже многократно отвечал вам, а вы снова и снова спрашиваете, неужели вы хотите стать учениками Иисуса». Они возмутились и сказали: «Ты весь во грехах родился и ты нас еще и поучаешь?» И поэтому изгнали его и не поверили тому, что на самом деле произошло.

Вот таким образом, дорогие братья и сестры, мы на этом ярком примере видим, что духовная слепота хуже и паче всякого греха и хуже всякой физической слепоты, потому что эти люди, несмотря на то, что они видели, что они слышали, они ничего не хотели ни видеть, ни слышать, ни признавать. И мы знаем из Евангелия, что книжники и фарисеи порицали Господа не только, как в данном случае, называли Его грешником, но и, когда речь шла о чудесах, которые Он совершил. Они говорили, что эти чудеса совершаются силою князя бесовского веельзевула. Вот до чего они додумались в своей духовной слепоте.

Поэтому, дорогие братья и сестры, нынешнее Евангелие, когда говорит нам об исцелении слепорожденного, поведал нам об этом великом чуде Господа, которое дотоле никто не видел и о котором никто не слышал. Данное повествование побуждает нас прославлять Господа за Его милосердие. В то же время указывает на пагубность духовной слепоты, которая явным образом проявилась в поведении фарисеев.

Здесь мы также видим, что и человек, который получил избавление от слепоты, когда Господь его нашел и сказал ему: «Признаешь ли ты Сына Божьего?», и, когда исцелившийся признал в Господе Сына Божьего, поклонился Ему – этим самым он засвидетельствовал, что он прозрел не только физически, но и духовно, а вот фарисеи так и остались в своей духовной слепоте. Поэтому Господь очень часто называл фарисеев «слепыми вождями слепых», имея ввиду, конечно же не физическую слепоту, а слепоту духовную, т.к. будучи духовно слепыми, фарисеи хотели быть учителями и наставниками тех, которые тоже духовно слепы, потому что доверяют этим лицемерным наставникам, которые, как будто заботятся о благочестии, о соблюдении самых мелочных предписаний Ветхозаветного Закона, а в то же время нарушают самую важную заповедь о любви к Богу и ближнему.

Вот, дорогие братья и сестры, та история Евангельская, которая поведала нам об очень важных предметах нашей веры и нашего благочестия. Будем стремиться к тому, чтобы избавляться от тех причин, которые приводят к духовной слепоте, избегать грехов, пороков, гордости, кичливости, самомнения и всего прочего, что закрывало бы наши духовные очи, дабы мы не видели собственных грехов, а осуждали только окружающих нас людей, считая их более грешными, а себя более праведными.

Будем стремиться к тому, чтобы, имея открытые духовные очи, всегда ясно видеть свой прямой путь, который ведет ко спасению.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
25 мая 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий