Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:1-2). Каждый раз, дорогие братья и сестры, когда мы слышим слово Божие, мы не можем не восхищаться ясностью, простотой и, в то же время, неисчерпаемой глубиной тех наставлений, которые идут со страниц Священного Писания.
На первый взгляд может показаться при поверхностном взгляде, что сказанное в слове Божием – это сказано давно и поэтому не имеет отношения к нашей повседневной жизни. Но, если мы вдумаемся в смысл и значение того, о чем нам говорит слово Божие, то убеждаемся в том, что слово Божие всегда актуально, всегда жизненно, потому что раскрывает самые важные глубинные вопросы, которые необходимо нам решать каждый раз, когда мы соприкасаемся с действительностью и так или иначе должны реагировать на то, что происходит в нашей личной жизни и вокруг нас.
И вот ныне святой апостол Павел в своем послании к римлянам, в пятнадцатой главе этого послания, обращаясь к римским христианам, раскрывает смысл значения части тех требований, которые предъявляются каждому человеку, стремящемуся к нравственному возрождению, восхождению и нравственному совершенствованию. Святой апостол Павел говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим.15:1). О какой силе и какой немощи здесь говорит святой апостол Павел? На первый взгляд может показаться, что имеется в виду физическая сила, физические немощи, хотя, конечно, это подразумевается, но то, что здесь подразумевается – это является естественным в жизни мира и в жизни человека. На практике мы знаем, что даже в животном мире родители носят своих еще неокрепших детенышей, птицы помогают летать своим птенцам, которые только что вылетели из гнезда. И в человеческой жизни тоже естественно, что человек физически сильный помогает слабому, немощному, больному – поднимает его, поддерживает, дает возможность сделать ему хотя бы несколько шагов или, если он сам не делает, то помогает ему передвигаться иным образом, то это естественно, это, что заложено в человеческой природе, если человек, конечно, не потерял чувство сострадания по отношению к своим ближним. Поэтому святой апостол Павел подразумевает все это, но он говорит не о физической силе и не о физической немощи. Он говорит о силе духовной и о немощи духовно, потому что, когда говорит: «Мы сильные», то он включает самого себя и тех последователей апостольских, которые, следуя зову апостолов, жили в соответствующем благочестии. И вот мы сильные, то есть мы духовно сильные должны сносить тоже нравственные немощи, недостатки наших ближних.
И далее святой апостол Павел говорит, что мы должны не только сносить эти немощи, но и должны угождать ближнему: «Каждый должен угождать ближнему» (Рим.15:2). Что значит угождать ближнему? Угождение может быть различным. Угождение не всегда бывает правильным. Святой апостол Павел, когда говорит об угождении, то имеет в виду не человекоугодничество, не потакание нравственным недостаткам греха в ближнем, потому что в другом месте в своих посланиях апостол Павел говорит: «Если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Галл.1:10), то есть не всякое угождение бывает благоприятно пред Богом. И поэтому святой апостол Павел, когда говорит, что каждый должен угождать ближнему, замечает при этом, что это угождение ближнему должно быть во благо, к созиданию.
Святой Иоанн Златоуст, изъясняя это место, говорит, что не только к созиданию, но и к назиданию. Это два таких наставления, которые тесно связаны между собой, они имеют положительное значение: назидание и созидание. Не к разрушению, потому что, если бы люди потакали ближним в их недостатках, то это вело бы только к разрушению нравственных устоев, личной жизни, жизни семейной, жизни общественной. И поэтому, конечно, святой апостол Павел и подчеркивает: во благо, в созидание, а святитель Иоанн Златоуст – к назиданию. То есть все должно благоприятствовать нравственной, духовной жизни каждого человека. И поэтому мы знаем из Священного Писания, что вот это угождение ближнему связано с угождением Богу. Если сочетается одно с другим, то здесь уже не может быть каких-то греховных побуждений или меркантильных расчетов со стороны человека. И в основе вот такого угождения ближним, снисхождения ближним лежит, конечно, милосердие, сострадание и любовь, подлинная любовь христианская, которая находит нужные средства, чтобы оказать помощь нуждающимся людям. Поэтому, когда святой апостол Павел говорит, что мы сильные должны сносить немощи бессильных, то имеет в виду, что мотивом, побуждением вот такого поведения является именно подлинная христианская любовь.
Об этом нам говорит, хотя и другими словами, евангельское повествование, которое мы слышали сегодня за Божественной Литургией. Евангелист Матфей напомнил нам о том, что Господь исцелил двух слепцов и одного немого. Это, конечно, великое чудо. Все, которые присутствовали при этом, восхищались и прославляли Бога, и говорили, что никогда в Израиле не было ничего подобного. Но это не только чудо – это проявление Божьего милосердия к людям, которые страдали от слепоты и от немоты. Господь, движимый именно Своей Божественной любовью, Своим состраданием к этим людям проявил к ним такую милость и исцелил их от тяжких недугов. И вот тут нужно сказать, что любое снисхождение, любое проявление милосердия, конечно, связано с подлинной христианской любовью.
Но есть чувства, которые противоположны подлинной христианской любви – это самоугодие, когда человек себе только угождает, движимый эгоистическими побуждениями, то это является уже греховным состоянием. Это и чревоугодие, это и блудодеяния, это и корыстолюбие и многие другие пороки, в основе которых лежит эгоизм, себялюбивое отношение к окружающим людям, к окружающему миру. Поэтому нужно всячески избегать вот таких противоположных христианской любви духовных состояний, которые, собственно, и являются искривлением нравственной направленности, которая должна быть всегда во главе угла поставлена в жизни человека, должна быть ориентиром. Нравственные устои, нравственная направленность в жизни человеческой – это то, что требует от нас Господь. Поэтому никакого места не должно быть самоугождению, а вот нужно думать о том, чтобы благоугождая Богу, и людям служить, служить соответственно с этим угождением Богу, так, что бы угождение людям, забота о людях соответствовала тому, что требует от нас Господь. В чем да поможет нам Сам Господь по Своей благодати и человеколюбию.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

19 июля 2015 года