Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Маловерный, зачем ты усомнился?» — этот вопрос прозвучал в эпизоде, в том событии, о котором нам поведало сегодня нынешнее евангельское чтение. Каждый раз, когда мы обращаемся к слову Божию, к Евангельскому повествованию, мы должны иметь ввиду, что в этом повествовании два уровня всегда соблюдаются: первый уровень — это Божественный, который свидетельствует о Божественной силе Господа и Спасителя нашего, о Его могуществе, о Его любви, заботе в отношении окружающих Его людей; и с другой стороны уровень, который касается людей, окружавших Господа, которые по-разному воспринимали общение со Спасителем и Его слово и Его деяния.
Люди окружавшие Господа проявляли такие добрые качества, как, например, то что мы отмечали в прошлое воскресение, когда было за Литургией провозглашено Евангелие о насыщении пяти тысяч пятью хлебами, мы говорили о той духовной жажде, которая влекла людей в пустыню за Господом для того, чтобы получить исцеление и услышать Божественное слово. Это добрые качества, которые должны быть, конечно, примером для подражания. Но даже со стороны ближайших учеников Господа обнаруживается проявление слабости человеческой, которая, по сравнению с Божественным могуществом, представляется еще более немощной. Евангельское повествование, которое мы слышали сегодня за Божественной Литургией, как раз и свидетельствует о том, что человеческое естество, человеческая природа слаба, что она не имеет сама в себе той силы, которая необходима даже для поддержания естественного уровня жизни. Евангелист Матфей говорит нам о том, что после насыщения пяти тысяч людей пятью хлебами Господь решил отпустить народ, который был в пустыне, а за это время Он повелел апостолам переплыть в лодке на другую сторону Генисаретского озера или моря. А Сам после того как отпустил народ, остался на противоположном берегу. Он взошел на гору, как говорит евангелист Матфей, и там молился. И только в четвертую стражу ночи, а четвертая стража ночи по еврейскому исчислению — это уже конец ночного времени — это предрассветная тьма. И вот Господь отправился только после того, как Он отпустил народ, после того как помолился в уединении на горе, отправился тоже вслед за апостолами, идя по морю. А святые апостолы не успели за это времени доплыть до другого берега Генисаретского озера, потому что был сильный сопротивный ветер, буря была сильная, волны вздымались — и поэтому они не могли достигнуть берега. Господь начал идти по водам, и апостолы увидели приближающегося Господа и устрашились, потому что думали, что это призрак, но Господь сказал: «Не бойтесь — это я, дерзайте».
Святой апостол Петр, который увидел, что Господь идет по водам и сам тоже решился идти по водам и спросил Господа, чтобы Господь разрешил ему. Господь сказал: «Иди.» Апостол Петр вышел из лодки, но когда увидел, что очень сильные волны и ветер сопротивный — убоялся и начал тонуть. И потому воззвал ко Господу, говоря: «Господи, спаси меня!» И вот Господь, отвечая ему, говорит: «Маловерный, почему ты усомнился?», т. е. обличает апостола Петра за то, что он с уверенностью зашел в волны, а потом усомнился и стал тонуть. Господь взял за руку апостола Петра и привел его в лодку, и все радовались этому. А ветер утих, и буря перестала волновать море — оно успокоилось, и святые апостолы, которые были в лодке, говорили, что Господь есть Сын Божий.
Вот таково краткое повествование. Оно, конечно, говорит о Божественной силе, божественном могуществе, о том, что Господь своею Божественною силою преодолевал море — шел по водам, а, с другой стороны, мы видим проявление, в лице апостола Петра, немощи человеческой природы в виде страха. В то же время, конечно, то, что святые апостолы приняли Господа за призрак — это тоже проявление маловерия, потому что суеверие свидетельствует о недостатка веры.
Когда человек имеет слабую веру, он обращает внимание на какие-то приметы, которые говорят, якобы, о чем-то важном. На самом деле, это ложное представление — никаких призраков нет, поэтому следует всегда обращаться к Господу, когда есть какие-то сомнения, а не стремиться к тому, чтобы разгадать те или иные приметы и верить в призраки.
Так вот, евангелист Матфей поведал нам, что, с одной стороны, Господь проявил могущество, а, с другой стороны, люди — апостолы, которые были ближайшими учениками Господа, проявили, суеверный страх. А в лице апостола Петра обнаружился страх из-за маловерия. Таким образом, Евангелие свидетельствует нам о том, что, когда человек с Господом, то он может не сомневаться, а когда забывает о том, что Господь может помочь, то начинает тонуть и в прямом и в переносном смысле. Если Господь помогает человеку — не нужно бояться, нужно уповать только на Божие милосердие. Господь всегда, как мы видим в Евангелии, проявлял заботу о Своих апостолах, о тех людях, которые окружали Его, исцелял их от многих болезней, преподавал им соответствующие наставления и даже грозные обличения, которые обрушивались на непокорные умы книжников и фарисеев — это тоже проявление сострадательной любви к этим людям, которые закостнели во грехе и не хотели видеть того, что видно для людей, не имеющих предвзятого отношения ко Господу.
Дорогие братья и сестры, мы должны из этого евангельского чтения и вообще из Евангелия извлекать соответствующие наставления для своей жизни. Евангельское повествование нам говорит о том, что Господь, после того, как отпустил народы, удалился в гору и там, наедине, молился. Это указывает на важность молитвы в уединении. На этом основании в Православной Церкви установлено правило, согласно которому каждый христианин, каждый верующий должен дома в келии молиться утром, вечером, в любых обстоятельствах своей жизни, потому что такая уединенная молитва имеет важное значение. Она, конечно, вовсе не свидетельствует о том, что общественная молитва не нужна, наоборот, общественная молитва тоже имеет свое значение, потому что сама молитва Господня начинается словами: «Отче наш», имея ввиду, что человек не один должен молиться, а в сообществе с другими — соборно. И в этом отношении Святая Церковь призывает нас, чтобы мы едиными устами и единым сердцем прославляли Бога, имея ввиду, что мы собираемся вместе для того, чтобы совместной молитвой обращаться к Господу, потому что такая молитва благословлена Самим Господом. Святые апостолы заповедали именно такое правило, чтобы собираться всем в определенные времена для совершения Богослужения совместно со всеми. Но это один урок, который касается того, что необходима и важна и имеет большое значение молитва в уединении.
Далее мы должны обратить внимание на то, как повели себя апостолы. Вот апостолы подумали, что они видели призрак- это свидетельство, как уже сказано, того, что люди имели такое суеверное представление о некоторых моментах и свои иллюзии воспринимали, как действительность, думая, что на самом деле существуют призраки. Такое суеверие порицается евангельским повествованием.
Обращает на себя то маловерие, которое проявил апостол Петр. Конечно, человеческое естество, человеческая природа имеет свои немощи, свои слабости — это проявление именно такого недостатка человеческой природы. Но, как мы видим, когда апостол Петр сказал: «Господи, спаси меня!» — Господь взял его за руку и ввел в ладью для того, чтобы спасти его. И это указывает на то, что когда бывают даже самые отчаянные обстоятельства нашей жизни, мы должны обращаться ко Господу, не теряться, не терять присутствия Духа, а, наоборот, в это время обращаться ко Господу. Потому что, подобно апостолу Петру, когда бывают самые неблагоприятные обстоятельства, например, когда говорят врачи, что ваш близкий сын или дочь тяжко заболели и им осталось жить чуть ли не два дня, и вот человек вместо того, чтобы обращаться к Господу за помощью, за утешением,начинает скорбеть, замыкается в себе, то в таких случаях, конечно, проявляется такое маловерие, которое еще более ослабляет дух человека. А человек должен быть всегда мужественным, всегда противостоять всем невзгодам этой жизни, уповая, конечно, при этом на то, что по вере его будет подана помощь свыше.
Вот такие уроки, дорогие братья и сестры, мы должны почерпнуть из евангельского повествования для того, чтобы применять в своей жизни и памятовать о том, чтобы быть везде только с Господом. Без Господа мы не можем ничего делать, «Без меня не можете творить ничего», — сказал Сам Господь. А вот святой апостол Павел сегодня в послании к Коринфянам, которое мы слышали за Божественной литургией, говорит о том, что мы не имеем другого основания, которое положено, это основание наше Сам Господь Иисус Христос. Господь является основанием нашей веры — это столп и утверждение, это Глава Церкви, это наша благодатная повседневная помощь, если обращаемся ко Господу, действительно,это самое прочное основание. В этом убедился апостол Петр, когда воззвал: «Господи, спаси меня!» и получил это твердое и надежное упование и помощь от самого Господа. И поэтому мы тоже должны, таким образом, помнить о том, что Господь является основанием нашей жизни, незыблемым основанием, к которому мы должны постоянно обращаться. И будем, дорогие братья и сестры, всегда памятовать о тех событиях, которые нам поведало евангельское повествование, стремиться к тому, чтобы внимать слову Божию и исполнять и применять его в своей повседневной жизни.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
10 августа 2014г.
Оставить комментарий