Проповедь в Неделю о блудном сыне

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

По учению слова Божия, человек является достославным творением Божиим, потому что Сам Творец наградил человека Своим образом, потому что Бог даровал ему разум и свободную волю, потому что Господь предназначил быть человеку властителем всего того, что окружает его в этом видимом мире. И это достоинство и величие человека, слава и честь его зависит от того, насколько человек живет с Богом, в единении с Богом. Если человек отделяется от Бога, то он влачит жалкое существование, несмотря на то, что он может блистательно роскошествовать, подобно евангельскому богачу, роскошно одеваться. Но этот внешний блеск ничего не говорит, потому что за ним скрывается пустоцвет. Если человек пребывает с Богом, то его достоинство первоначальное, которое Господь даровал своему творению, сохраняется в нем и возрастает, когда человек нравственно совершенствуется. Но если человек отпадает от Бога, то он лишается первозданного достоинства. Именно в таком состоянии находился блудный сын, о котором повествует нам ныне евангельское чтение. Евангелист Лука поведал нам притчу, которая ежегодно повторяется в эту неделю, в «Неделю о блудном сыне». Эта притча очень проста, но глубока по своему содержанию и весьма назидательна. Евангелист Лука передает притчу Господа и говорит о том, что Господь, произнеся эту притчу, сказал, что у одного человека было два сына. И вот младший, а не старший из них, попросил у отца разделить имение и отдать ему принадлежащую ему часть. Отец внял просьбе своего младшего сына, разделил имение. Младший сын, через некоторое время, всё свое имение собрал и удалился в далёкую страну, где жил распутно и очень скоро расточил свое достояние. А в той стране наступил голод, и этот человек стал нуждаться и попросился к одному хозяину, чтобы пасти у него свиней для того, чтобы можно было прожить каким-то образом. Пищи ему не хватало, он желал даже напитаться той пищей, которую давали свиньям, но ему это не разрешалось. И вот, в этих прискорбных обстоятельствах своей жизни, блудный сын вспомнил о родительском доме и о своем отце. И подумал, что последние слуги отца имеют и кров, и пропитание, чего он лишился, а вернее, сам лишил себя того, что имел. И он подумал: встану и пойду к отцу своему и скажу ему: «Отче, я согрешил против Неба и против тебя, я недостоин больше называться сыном твоим, прими меня как одного из наемников твоих». Не только подумал, но и решился это сделать, встал и предпринял далёкий путь к своему отцу. Отец издалека увидел своего блудного сына, возрадовался, обнял его, приказал слугам принести лучшие одежды, дать ему перстень на руку. А перстень в те времена означал правовладение имуществом, т. е. отец восстанавливал в имущественных правах того сына, который расточил всё своё имение. Более того, повелел отец своим слугам, чтобы они акололи теленка и устроили пиршество. И, действительно, это совершилось моментально. А в это время старший сын был на поле. Когда он возвращался, увидел и услышал ликование в доме отца и спросил одного из слуг, что же это означает. А ему сказали, что вот, твой брат младший, который удалился в далёкую страну, возвратился домой, и отец принял его с такой радостью и по этому поводу совершается такое торжество. Разгневался старший брат и не захотел даже войти в дом. Отец, когда узнал, что старший сын пришёл с поля, вышел сам из дома и стал его приглашать, чтобы он разделил радость возвращения своего младшего брата. Однако, старший сын негодовал и стал досаждать отцу т говорить: «Вот, я много лет, пока отсутствовал вот этот твой блудный сын, трудился не покладая рук, а ты не дал мне, даже, козленка для того, чтобы я вместе со своими друзьями устроил пиршество». Отец на это ответил: «Ты всегда со мною. Моё — это твоё». А вот нужно было возрадоваться тому, что брат твой возвратился. И этому нужно было радоваться.

В притче не указывается, вразумился ли старший сын или нет. Но, во всяком случае, притча свидетельствует нам о том, что отец, несмотря на то, что блудный сын расточил имение, что он оказался вдали и там только, под гнётом тех неблагоприятных обстоятельств, которые случились с ним, возвратился в родительский дом, принял его с великой радостью, простил его и вознагродил, несмотря на то, что блудный сын недостоин был той милости и любви, которые проявил к нему отец.

Вот, дорогие братья и сестры, вкратце содержание притчи. И, естественно, эта притча должна иметь отношение и к нам самим. Мы, прежде всего, должны размышлять о том состоянии, в котором находился блудный сын. Очень часто в нашей жизни тоже случается так, что мы отходим от дома Отца Небесного, не в физическом плане, а в духовном отношении. А отходим мы от дома Отца Небесного тогда, когда совершаем грехи, вместо воли Божией, стремимся исполнять свою волю, когда своеволие управляет нашими делами, нашими поступками, всем нашим поведением и,идаже, всей нашей жизнью. Вот тогда мы удаляемся от Бога. Поэтому пример блудного сына должен вразумлять и наставлять нас. Если мы посмотрим на деяния этого сына, и на то, что он сделал. Отец, как благосклонно отнесся к его просьбе, наградил его всем тем, что полагалось при разделении имущества. А что же сделал блудный сын? Вместо того, чтобы пользоваться ко благу теми дарами, которыми наградил его отец, он ушёл в далёкую страну, там жил распутно и очень быстро расточил свое имение. Но под влиянием неблагоприятных обстоятельств, всё-таки, пришёл в себя. И это очень важно, что человек, который согрешил тяжко, несмотря на своё плачевное состояние, стремится к исправлению. Он подумал, что нужно всё-таки возвратиться в дом отца. Подумал, встал и пошёл. При чем, с покаянной мыслью и настроением, говоря о том, что он недостоин больше называться сыном. Это очень смиренное, покаянное настроение, которое, конечно, ощутил и отец, почему и издалека увидев его, принял его приветливо. Это указывает нам на то, что и Господь, несмотря на наши согрешения, если мы искренне раскаемся, проявляет неизреченное милосердие к раскаивающимся грешникам. И это нужно тоже всегда помнить, потому что, иногда, человек, согрешая, находясь в юдоли греховной, думает, что нет уже прощения, что он является человеком падшим и невозможно уже надеяться на Божие милосердие, на прощение и, поэтому, продолжает погрязать в своих грехах. А это очень пагубное настроение. Поэтому нужно памятовать о том, что сказано в притче, что, как отец принял радостно своего блудного сына, так и Отец Небесный радуется о кающемся грешнике и принимает его в Свои Небесные объятия. В притче предстает пред нами и образ старшего сына. Как он поступал? Он позавидовал, что отец устроил пиршество тому, кто расточил свое имение, дарованное ему, и вознегодовал, разгневался по этому поводу. Мы тоже иногда употобляемся вот этому старшему сыну, когда, например, видим, что человек на наших глазах совершал какие-то грехи и даже тяжкие проступки, мы, когда видим, что этот человек принимается с любовью, получает прощение и к нему проявляется милосердие, любовь, мы тоже можем гневаться и завидвать такому человеку, негодовать по этому поводу, почему к нам не проявляется такое отеческое милосердие как к этому «последнему грешнику», как мы считаем. И поэтому настроение старшего сына — это весьма пагубное состояние, от которого нужно отвращаться.

Таким образом, притча о блудном сыне многому нас научает. И мы, конечно, должны размышлять над тем, что говорит эта притча нашей душе, нашему сердцу, нашему сознанию для того, чтобы, прилагая эту притчу к своему духовному состоянию, к своей жизни, к своему поведению, извлекать надлежащие уроки, а, главным образом, это уроки того, что не нужно впадать в согрешения, не нужно отдаляться от Небесного Бога Отца, и, если согрешаем, не нужно погрязать в тине греховной, а стремиться к тому, чтобы идти с покаянием к Отцу Небесному, надеясь на прощение и на Божие милосердие.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
16 февраля 2014г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий