Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Евангелие, которое я благовествую вам, не есть человеческое» (Гал.1:11) — так говорит святой апостол Павел в своем послании, которое мы слышали за Божественной Литургией.

Знаменательно, что именно сегодня, в Неделю по Рождестве Христовом, в этот Воскресный день, святая Церковь предложила читать это апостольское чтение из Послания к Галатам, в котором святой апостол Павел свидетельствует о важности и значении Евангелия Христова.

Это важно, потому что святая Церковь, как заботящаяся о нас мать, напоминая эти слова, тем самым хочет утвердить нас той мыслью, что Евангелие является одним из важнейших приобретений и даров, которые принес Господь, когда пришел на землю для спасения всего рода человеческого.
В Священном Писании Евангелие, как Благая весть Самого Господа и Спасителя нашего, имеет различные наименования.

Евангелие именуется «Словом Спасения» и «Словом Жизни». Почему? Да потому что, до пришествия в мир Господа, мир пребывал во тьме греховной и сени смертной, а Господь пришел для того, чтобы даровать человеку спасение, освободить от власти греха и последствий грехопадения.

Евангелие также именуется «Евангелием мира», потому что Господь для того и пришел, чтобы примирить людей, примирить, прежде всего, с Богом, примирить людей между собою, как говорит святой апостол Павел: «Отныне нет ни эллина, ни иудея, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского, потому что все едины во Христе» ( Гал.3:28;29). Конечно, это зависит во многом от самих людей: насколько они стремятся к тому, чтобы быть едиными во Христе.

Евангелие именуется также «Евангелием правды». Правда в Священном Писании имеет особое значение, прежде всего она указывает на то, что Господь праведен, что правосудие Божие превыше всего, однако, правосудие Божие, как известно, сочетается с неизреченным Божественным милосердием падшему человеку. Но в отношении человека правда означает, с одной стороны, оправдание человека Богом, а, с другой стороны, личную праведность, которую человек может приобретать, общаясь с благодатным источником, который Господь даровал Церкви. А в ней, как в богатой сокровищнице, мы можем почерпать все необходимое к благочестию.

Евангелие также именуется «Евангелием силы», потому что, как говорит святой апостол Павел: «В нем сила для всякого верующего» (Рим.1:6).

Слово Божие — это закон жизни. И поэтому, если мы исполняем этот закон, мы приобщаемся к бессмертному вечному источнику жизни — к Самому Господу и Спасителю нашему.

Евангелие дарует нам возможность познавать волю Божию, стремиться к тому, чтобы исполнять святую волю Божию, потому что те Заповеди, которые даны в Евангелии, являются необходимым условием благочестивой жизни, при помощи которой мы можем достигать совершенства.

Слово Божие является также и врачевством, Оно, как говорит святой апостол Павел, «судительно», то есть Он судит не только поступки человека, но даже самое сокровенное: мысли, желания и стремления. В соответствии с этим, святой Иоанн Златоуст говорит о том, что Евангелие является врачевством от всех страстей. А наш отечественный угодник Божий, святитель Тихон Задонский, в тон святителю Иоанну Златоустому, говорит о том, что Евангелие подобно аптеке. Это духовная аптека, в которой хранятся самые разнообразные лекарства для врачевания человеческой души. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Евангелие — это луг духовный, в котором раскрывается все многообразие тех добродетелей, которые мы должны не только созерцать, видеть, радоваться, но и стремиться к тому, чтобы стяжать эти добродетели посредством собственных усилий и при помощи Божественной благодати.

Не только святые угодники Божии восхищались тем, что даровано людям с Евангелием, со словом Божиим. Знаменитый педагог 17 века говорит, что истинная философия состоит в том, чтобы познавать Бога и Его творения. А вот это знание даруется и раскрывается только в Священном Писании. Известный писатель русский устами литературного персонажа тоже говорит с восхищением о слове Божием. «Какая это книга — Священное Писание, — говорит он, — какое чудо и какая сила дарована Им человеку!»

Основатель отечественной педагогики, который досконально старался изучать Священное Писание, говорит о том, что Священное Писание в его собственной жизни открыло многое и благотворное влияние Божие он ощутил в себе, в своей душе и это отразилось и в его жизни, в его деятельности.

Один русский поэт в своем стихотворении под названием «Новый Завет» говорит, что он, «измученный жизнью суровой не раз для себя находил в глаголах Предвечного слова источник покоя и сил». Вот таковы свидетельства знаменитых мужей, которые на основании личного опыта познания слова Божия говорят нам о важности и значении его для духовной жизни человека.

Таким образом, и слово Божие, и святые отцы, и знаменитые мужи, на основании личного опыта, свидетельствуют нам о важности и значении слова Божия. И поэтому мы вникая в то, что говорит, в частности, апостол Павел, что он говорит о слове Божием в других своих Посланиях, должны стремиться к тому, чтобы, слушая слово Божие со вниманием и благоговением, читая его с такими же чувствами, стремились к тому, чтобы уразуметь то, что мы читаем и слушаем и понять смысл и значение его на основании толкований святоотеческих. И не только уразуметь, но и стремиться к тому, чтобы жить в соответствии с этим словом Божиим, которое дано нам именно для того, чтобы мы им руководствовались в своей повседневной жизни. Господь сказал, что «блаженны, не только слышащие слово Божие, но и исполняющие его». Поэтому будем и усердно слушать и читать слово Божие и не менее усердно стремиться к тому, чтобы исполнять его, потому что в этом воля Божия Святая и Благоугодная.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
11 января 2015г.