Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Господь нам благоволил достигнуть лучшего, чтобы они не без нас достигли совершенства»(Евр.10:39-40) — так ныне, дорогие братья и сестры, говорит святой апостол Павел в Послании к Евреям, которое читалось за Божественной Литургией. Святой апостол Павел в этом своем Послании воспоминает подвиги великих праведников Ветхого Завета. Он говорит о них — как они жили в самых трудных обстоятельствах своего жизненного странствования и как, несмотря на это, хранили веру в грядущего Спасителя.
В то же время святой апостол Павел говорит: «Несмотря на то, что они хранили веру и надежду на то, что в скором времени придет Спаситель, не достигли совершенства, потому что не видели пришедшего в мир Спасителя». И далее он говорит, что «Господь уготовил нам нечто лучшее по сравнению с тем, что имели ветхозаветные праведники». И, таким образом, ныне в воскресный день, который именуется Неделей перед Рождеством Христовым, которая посвящена жизни и подвигу святых отцов — праведников Ветхого Завета, святой апостол Павел в своем Послании к Евреям напоминает нам о тех обстоятельствах жизни, в которых находились ветхозаветные праведники и в то же время указывает на те неизреченные блага, которые уготовал Господь любящим Его.
Святой апостол Павел говорит, что ветхозаветные праведники — это патриархи, пророки и другие праведные люди Ветхого Завета, которые жили верой и надеждой на пришествие в мир Спасителя, совершали различные подвиги: они преодолевали царства, они защищались от всепоедающего огня, как вот три отрока в печи вавилонской, они проповедовали о грядущем Спасителе, предсказывали, что Он придет, и поэтому нужно приготовиться для того, чтобы встретить надлежащим образом Его. Но за это, так же как и за свою праведную жизнь, они были гонимы, они были преследованы, претерпевали узы и темницы, их подвергали всевозможным мучениям, они вынуждены были скитаться по пустыням и горам, жили в пещерах и расселинах земли. «Их недостоин был весь мир» — как говорит святой апостол Павел. Они претерпевали всевозможные лишения и, несмотря на это, они хранили свято веру и надежду на то, что придет в мир Мессия Спаситель всего мира. Так говорит нам святой апостол Павел относительно ветхозаветных праведников, указывая на то, что, несмотря на самые неблагоприятные обстоятельства жизни, они свято хранили веру и надежду в грядущего Господа. И, конечно, эти святые праведники достойны были того, чтобы увидеть пришедшего в мир Спасителя, но время еще не пришло для того, чтобы Господь явился в мир и поэтому они «не достигли совершенства», как говорит святой апостол Павел, они не достигли тех благ, которые Господь уготовал тем, которые встретят Его и которые будут жить после Его земного подвига. Сам Господь говорит о том, что в Ветхом Завете многие «желали видеть то, что видите вы, но не видели или желали слышать то, что вы слышите, но не слышали». Таково было предопределение Божие для того, чтобы многие жившие в Ветхом Завете ожидали Спасителя и стремились к тому, чтобы верой и правдой служить Богу. И они, действительно, как говорит Священное Писание Ветхого Завета, «ходили пред Богом», то есть всегда памятовали о том, что Бог вездесущий, что Он всесильный, что Он все видит, все знает. И поэтому они как пред Очами Божиими ходили, то есть жили праведной своей жизнью. И они, предвозвещая пришествие в мир Господа, проповедовали и говорили относительно того, что нужно «уготовать путь Господу, прямыми сделать стязи Ему» и поэтому они призывали к покаянию, к исправлению. Они ненавидели нечестие, обличали это нечестие, за что были преследуемы, но они были верны своему долгу и всегда возвещали правду Божию.
Святой апостол Павел, говоря о подвигах ветхозаветных праведников, в то же время указывает и на те блага, которые получили верующие в Господа. Он говорит, что нам «даровал Господь нечто лучшее». Что же это за «нечто лучшее», о котором говорит святой апостол Павел — это, прежде всего то, что Господь воплотился, что Он явился в мир, что Он жил среди людей, что Он проповедовал, что Он пострадал за весь род человеческий и воскрес для того, чтобы с Ним воскресли все и даровл всевозможные блага, Свою Божественную Благодать, для того, чтобы люди, воспринимая плоды искупительного подвига Господа, стремились к тому, чтобы жить в соответствии с Заповедями Господними. И вот те блага, которые даровал Господь, Он оставил Своей Церкви Святой, которой даровал Благодатные Таинства, приобщаясь к которым, мы можем с помощью Божией осуществлять свою жизнь, свой земной подвиг.
И поэтому, конечно, дорогие братья и сестры, мы имеем вот это «нечто лучшее», по слову святого апостола Павла, которое мы подчерпаем из богатых, неисчерпаемых сокровищниц Святой Церкви, приобщаясь тем благодатным дарованиям, которыми Господь наградил Своих последователей.
Воспоминая подвиги святых угодников Божиих, праведников Ветхого Завета, мы должны помнить о том, что эти праведники жили в самых неблагоприятных обстоятельствах жизни, были гонимы, преследуемы, но они свято хранили святую веру и надежду в грядущего Господа и Спасителя.
Как же нам, дорогие братья и сестры, имеющим неизреченные блага, которые даровал нам Господь, не стремиться к тому, чтобы жить верой и правдой пред Господом. Ветхозаветные праведники должны подавать нам пример того, как мы должны служить Господу, имея к тому же всесильную помощь Божию в тех благодатных дарах, которые Господь оставил Своей Церкви, должны стремиться к тому, чтобы жить незазорно, жить благочестиво, жить во Христе и со Христом Господом нашим.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
4 января 2015г.