Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 2). «…ищите горнего…»(Кол.3, 1).
Сегодня, дорогие братья и сестры, и Апостольское и Евангельское чтение напоминают нам о необходимости остерегаться чрезмерного увлечения мирскими заботами, житейскими попечениями, потому что они мешают человеку думать о духовном, о том , что является, или должно являться, «единым на потребу». Сегодня святой апостол Павел, в своем послании к Колоссянам, призывает отложить всякую страсть, злую похоть, остерегаться любостяжания, которое он называет идолослужением, заботиться, наоборот, о том, чтобы совлечься ветхого человека и облечься нового, что означает очистить свою душу от грехов и обновить свою жизнь. А Сам Господь в притче о званных на вечерю, которую мы слышали сегодня, призывает нас к тому же. Он говорит притчей о том, что не только грехи мешают человеку достигать Царства Небесного, но и чрезмерная привязанность к мирскому, житейскому, к тем попечениям, в которых человек как бы тонет в своих заботах о том, что является и самым необходимым и о том, что таковым не является. В этой притче Господь под различными образами указывает на то, что нужно делать, чего нужно избегать и каким образом заботиться о том, чтобы устремляться по пути к Царству Небесному. Он говорит, что один хозяин решил устроить богатый ужин для тех, кого он ранее предупредил о том, что будет такой ужин. И когда всё было приготовлено, то хозяин послал своих слуг для того, чтобы они известили, что всё готово и необходимо только прийти и разделить трапезу с хозяином. Однако, когда слуги пошли приглашать тех, которые ранее были предупреждены, то один сказал, что он купил земли, поэтому ему нужно посмотреть эту землю. Другой сказал, что он купил пять пар волов и ему нужно их испытать. Третий сказал, что он женился и поэтому не может прийти и все просили извинения. Тогда хозяин повелел своим слугам, чтобы они пошли на перекрестки, распутья и пригласили тех, кого они встретят. Это было сделано. Пришли многие, но ещё оставалось место в доме этого хозяина, потому что был приготовлен, действительно, такой богатый ужин, рассчитанный на многих посетителей. Слуги опять пошли за пределы города и пригласили тех, кого они встретили. Тогда наполнился этот дом, и ужин начался и продолжался, сказал господин, что много званных, но мало избранных, т. к. приглашенные оказались недостойными.
В этой притче, дорогие братья и сестры, указывается, что Господь многих призывает, но не все отзываются на этот призыв. На простых примерах из повседневной жизни Господь показывает, что под теми образами, которые здесь представлены, следует разуметь нечто другое, потому что хозяин, который сотворил ужин и призвал людей для того, чтобы они разделили с ним это торжество и веселие — это Сам Господь, Который призывает всех людей прийти на тот путь, который ведет в Царство Божие, где уготованы неизреченные блага для всех людей, которые окажутся не только званными, но и достойными для того, чтобы вкусить тех благ, которые уготовал Господь любящим Его. И, естественно, дорогие братья и сестры, это притча имеет отношение ко всем людям, в том числе и к нам, потому что Господь нас призвал и призывает, если мы истинные христиане. Если мы последователи Христовы, то уже призваны к тому, чтобы стать на путь спасения. Но мы не всегда помним о том, что должны быть достойны этого призвания. Господь призывает нас, а мы, подобны тем людям, которые отказались от трапезы уготованной для них, это те люди, которые погрязли в житейских попечениях. Мы тоже очень часто бываем настолько заняты житейскими заботами, что и в храм не приходим, и дома не всегда можем молиться, ни утром, ни вечером, а только кратко молимся или совсем не призываем Господа в своих молитвах. И многие объясняют это тем, что работают, много трудятся, рано встают, поздно ложатся, что им некогда, а в выходные дни нужно домашними делами заняться. Поэтому напрасно звенят церковные колокола, призывая верующих в храм. Люди не слышат церковного звона, и поэтому он не напоминает им о том, что следует прийти в храм, помолиться, потому что это важно и необходимо. Конечно, частная личная молитва, домашняя имеют важное значение. И такую молитву надлежит надо совершать. Но молитва общественная тем и отличается, что мы едиными устами, единым сердцем обращаемся к Господу, и поэтому, как говорит Сам Господь, где двое или трое собраны во имя Его, там и Он посреди. И это ощущение дается только там, где мы совершаем совместную молитву.
И в этом отношении, дорогие братья и сестры, пример нам подают праотцы, т. е. праведники Ветхого Завета, память которых мы сегодня совершаем, т. к. сегодня неделя этих святых праведников. И Святая Церковь напоминает нам о том, что праотцы верою жили, как поется в тропаре «Верою праотцы оправдал еси». Господь оправдал тех ветхозаветных праведников, которые жили в далекие от нас времена, за их веру. Они жили верой и надеждой на то, что придет в мир Господь и спасет весь род человеческий от тяготевшего над ними греха. Святые праотцы,Авраам, Исаак, Иаков, праведный Иосиф, который был продан братьями в египетское рабство, и многие другие праведники Ветхого Завета, будучи заняты многочисленными делами, жили ожиданием, надеждой и верой в то, что придет Господь. Поэтому они жили праведно. Как говорится в Священном Писании, они «ходили пред Богом», т. е. всегда памятовали о том, что Господь всё видит, всё знает, и поэтому они как пред очами Божиими совершали течение своей жизни. Поэтому были и праведными, поэтому и Господь их прославил, и Святая Церковь в эту неделю прославляет их, потому что это одна из приготовительных недель уже к празднику Рождества Христова. И Святая Церковь напоминает нам, что праведники, которые жили в далекие от нас времена, достигли святости, и Господь их прославил за их добродетельную жизнь, несмотря на то, что они только ожидали Спасителя, а не жили при Спасителе.
Господь удостоил нас того, что Он пришел в этот мир, совершил дело искупления, и поэтому даровал нам возможность благодатного приобщения к Царству Божиему и предвкушать блага, которые Господь уготовил в жизни вечной для всех тех, кто истинно будет жить в соответствии с Заветами Господними.
Вот, дорогие братия и сестры, те примеры в Ветхом Завете, которые мы должны помнить сегодня, когда читается притча о званных на вечерю. И в Новом Завете, конечно, многие святые тоже показали нам пример того, что они, будучи занятыми многочисленными делами, не упускали возможности и чувствовали потребность в том, чтобы служить Господу.
Сегодня память блаженной царицы Феофаннии, которая жила в 9-ом столетии. Будучи в браке с будущим наследником престола, она была оклеветана и заключена на три года в темницу. После того, как она была оправдана и освобождена, выйдя из заключения не озлобилась на тех людей, которые оклеветали её и, став царицей, не мстила этим людям, но наоборот, проявляя кротость, незлобие, смиренномудрие, стремилась к тому, чтобы совершать дела благотворения. Занимая высокое положение, имея многочисленные различные обязанности, она проявляла большую заботу о людях, которые нуждались в материальной помощи, и, таким образом, занималась делами милосердия и благотворения.
Господь нас призвал для того, чтобы мы, откликаясь на Его зов, правильно осуществляли свой жизненный путь и стремились к тому, чтобы жить свято и благочестиво. Господь зовет нас и голосом Церкви, и голосом святых апостолов, потому что апостолы, проповедуя Евангелие, наставляют нас следовать наставлениям, в частности тем, которые изложены Павлом в послании к Колоссянам. Зовёт нас Господь и гласом многочисленных отцов и учителей Церкви, которые оставили нам духоносные писания, в которые мы должны вникать для того, чтобы, внимая их наставлениям, осуществлять свою жизнь надлежащим образом. Многие святые угодники Божии, не только ныне воспоминаемые, но и многие другие, в том числе и те угодники Божии, имена которых мы носим, тоже своим подвигом жизненным указывают нам правильный путь, как мы должны исполнять заповеди, преодолевая возможные житейские трудности, которые неизбежны в этом мире. Так же как и неизбежны заботы о себе, о ближних, но эти заботы никогда не должны заслонять то, что является «единым на потребу», т. е. заботясь о материальном, не нужно забывать и о том, что составляет сущность духовной жизни, стремиться к чистоте нравственной, к тому, чтобы совершать добрые дела, потому что только то добро, которое мы сделали для окружающих нас людей, входит в сокровищницу вечных благ и открывает дорогу к тем неизреченным благам, которые уготовал Господь для верных последователей Его. Будем же, дорогие братья и сестры, внимая слову Божию, наставлениям святых отцов, примеру святых угодников Божиих, стремиться к тому, чтобы всегда откликаться на зов Божий, не будем глухими к этому зову, потому что, как говорит Сам Господь в Апокалипсисе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», чего да сподобит нас Господь в Своей неизреченной благости.
Аминь.