Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Накануне Великого Поста, святой Четыредесятницы, Сам Господь через Свое Евангелие наставляет нас о том, как мы должны проводить время Великого Поста. Он сказал, как мы слышали в евангельском чтении нынешнего дня: Когда поститесь, не будьте унылы Мф (6:16) О чем это говорит? Это говорит о том, что мы не должны быть унылыми, унывать из-за того, что наступает это время. И не казаться постящимися перед другими людьми, как говорит Господь, не быть лицемерами, которые на лице своем показывают, что они постятся, хотят это предъявить окружающим их людям, чтобы их восхваляли за то, что они постятся, подобно тому, как это делал фарисей, который говорил, что он постится два раза в неделю. Так и другие лицемеры тоже могут поступать, а Господь предупреждает, что таким пост не должен быть. Святая Церковь, следуя этому указанию Господа, в церковных песнопениях этих дней святых, приготовительных к Великому Посту, тоже призывает нас поститься постом приятным, благоугодным Господу.
«Постное время светло начнем». Что значит «светло начнем»? Это значит — с радостью. И святые отцы, внимая тому, что говорит Сам Господь и Святая Церковь, указывают нам на то, что нужно с великой радостью встречать это время. Святой Иоанн Златоуст и другие святые отцы называют время поста «весной духовной». И в самом деле, если мы радуемся тому, что приходит весна, потому что ярче и теплее светит солнце, потому что пробуждается природа, потому что луга наполняются зеленью и цветами, подобно этому и весна духовная тоже должна приносить духовную радость. Святой Иоанн Златоуст называет время поста Святой Четыредесятницы «врачевством духовным». Почему так говорит святой отец? Да потому что мы освобождаем тело от излишества, а душу свою освобождаем от грехов и, поэтому «весна духовная», Пост Великий, является врачевством и для тела и для души. Конечно, дорогие братья и сестры, такая польза для тела и души бывает только тогда, когда мы надлежащим образом постимся.
А как нужно поститься? Об этом нам говорит Святая Церковь, указывая на то, что сам пост, то есть воздержание от скоромной пищи и умеренность в постной пище является только средством для достижения более высоких духовных целей. Воздержание и умеренность — это те средства, которые помогают воспитывать волю человека в борьбе с пороками, греховными привычками. И если человек действительно постится для того, чтобы, используя это очень важное средство, может достигать освобождения от того, что глубоко укоренилось в природу человека в результате долговременного исполнения тех или иных инстинктов, желаний скверных и греховных, и, поэтому, если человек постится правильно, надлежащим образом, то и достигает этой цели.
Святая Церковь для того, чтобы, действительно, время поста было «весной духовной», предлагает нам соответствующие духовные средства. Прежде всего, Святая Церковь приготовляла нас в предшествующие воскресные дни соответствующим образом евангельскими чтениями и молитвословиями, и умилительными песнопениями, должна была нас побудить к тому, чтобы мы расположились к истинному покаянию и исправлению своей жизни. Но и в течение Святой Четыредесятницы Святая Церковь продолжает нас наставлять каким образом мы должны жить и как мы должны исправлять свою жизнь, чтобы становиться на новый путь. Потому что время поста — это время обновления нашей жизни. Вот, если мы ясно осознаем эту цель и всегда стремимся к ней, то можем достигнуть того, к чему нас призывает Святая Церковь.
Можно сказать, что период Святой Четыредесятницы — это сокращенная история всего человечества, начиная от начала мира бытия и завершая преславным Воскресением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
И вот в сегодняшний день Святая Церковь вспоминает грехопадение наших прародителей. Мы слышали церковное песнопение, которое влагает в уста Адама молитву: «Милостивый, помилуй меня падшего!» Если бы Адам и Ева, когда они согрешили, проявили такое раскаяние, то не было бы тех пагубных последствий, которые совершились в результате их грехопадения. Адам и Ева были изгнаны из Рая, вот Святая Церковь в песнопениях, которые мы слышали и вчера и сегодня, изображает Адама, сидящего у врат Рая и произносящего вот это молитвенное обращение: «Милостивый, помилуй меня падшего!» Но в лице Адама, в котором мы все согрешили, Святая Церковь призывает каждого из нас представить себя в его образе, для того, что бы эти слова произносить, потому что мы не только согрешили, но и умножили грехи наших прародителей своими повседневными согрешениями, преступлениями и прегрешениями, которые вопиют к Небу. Мы очень часто считаем, что незначительные, повседневные грехи не имеют особого значения: мы каемся и снова совершаем их и не замечаем, что как грязь или пыль прилипают постепенно к одежде или к телу, так и греховное поползновение тоже облекает душу человеческую, и мы не замечаем, находясь в таких шорах, не видя своего состояния. А вот во время Великого Поста есть возможность для того, чтобы подвергнуть себя самоиспытанию и самопознанию, для того, чтобы свергнуть с себя запинающий грех, ясно видеть в чем согрешаем, к чему мы должны стремиться, какие добродетели мы должны совершать.
Время Великого Поста — это пересмотр всей своей предыдущей жизни с намерением исправить ее надлежащим образом. Вот, если таким образом будем подходить к поприщу Великого Поста, то приобретем великую пользу. В самом деле, если мы поразмыслим, что в течение предыдущего времени мы занимались пустословием, а тем более, злословием, то нужно воздержаться в слове во время Великого Поста. Если кто привык к увеселениям, должен не только воздержаться, но и направить свои силы, свою энергию на служение ближним и, в то же время, проявить умеренность в принятии постной пищи. Если кто совершал те или иные греховные поступки, то должен противопоставить им соответствующие добрые дела и стремиться к стяжанию добродетелей. Потому что, только таким образом, мы можем надлежащим способом совершить течение Великого Поста.
Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться к тому, чтобы таким образом, как призывает нас ныне Господь, Святая Церковь и святые отцы, стремиться к тому, чтобы поститься постом приятным, благоугодным Господу. И, как говорит, Святая Церковь, нужно принять всеоружный пост, всеоружное воздержание, которое, действительно, должно быть оружием, надежным средством против вредных привычек, навыков, которые приобрели мы в течение прошедшего времени нашей жизни.
Будем же, дорогие братья и сестры, поститься таким образом, как призывает нас ныне Святая Церковь, чтобы душеполезно совершить Святую Четыредесятницу.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
22 февраля 2015г.