Проповедь в Неделю 14-я по Пятидесятнице. Притча о брачном пире

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во время Своего земного служения Господь наш Иисус Христос постоянно беседовал с окружающими Его людьми и проповедовал возвышенные истины. Для того, чтобы все могли уразуметь, что говорит Господь в Своем Божественном учении, Он употреблял сравнения, примеры, уподобления.

И вот сегодня мы тоже слышали, как евангелист Матфей поведал нам о том, что Господь уподобляет Царство Небесное человеку царю, который приготовил брачный пир для своего сына, это одно из тех уподоблений, которые употреблял Господь для того, чтобы окружающие Его люди уразумели то, о чем Он возвещал. Потому что Господь говорил о возвышенных предметах, о том, что касается будущей вечной, блаженной жизни. И в этой притче Господь, уподобляя Царство Божие брачному торжеству, пиршеству, говорит о том, что, собственно, нужно здесь разуметь и каким образом применить эту притчу к тому, о чем возвещал Господь.

Царь приготовил пир брачный для своего сына и послал слуг своих для того, чтобы пригласили ранее званых, предупрежденных о том, что будет такое пиршество. Но все стали отказываться: кто пошел, как говориться, «на поле свое, кто на торговлю свою»(Мф.22:5). Тогда, царь послал других слуг для того, чтобы снова и снова пригласить тех, которые вот таким пренебрежительным образом отказались придти на приготовленный брачный пир. Но как поступили эти люди: они унизили посланных слуг, а некоторых даже и убили. Когда царь узнал об этом, то послал воинов своих для того, чтобы они убили тех, которые таким постыдным образом поступили с его слугами, а город сжег. И повелел снова своим слугам, чтобы они пошли на перекрестки дорог и пригласили всех, кого они встретят, как сказано: «и злых и добрых». Это было исполнено, и наполнились хоромы брачного пира, и царь стал обходить и смотреть: кто же пришел? И увидел одного человека, который оказался не в брачной одежде, и спросил: «как же ты оказался здесь, не имея брачного одеяния?»(Мф.22:11). Этот человек ничего не ответил, и тогда царь повелел своим слугам, чтобы они связали по рукам и ногам этого человека и бросили его в «тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов»(Мф.22:13).

Вот такова эта притча — одна из тех, которые Господь употреблял для того, чтобы привлечь внимание к возвышенным истинам людей, которые были простыми и не всегда могли разуметь глубокие истины, если бы они предлагались прямо, без понятных для них уподоблений.

Святой Иоанн Златоуст, изъясняя содержание этой притчи, говорит: «конечно, это притча связана с такими примерами,которые имеют отношение к обыденной жизни, но их нужно применять к возвышенным предметам, поэтому воспринимать нужно не физически, не телесно, а духовно», потому что пиршество брачное — это, собственно, свидетельство том, что Царство Божие — это, «правда и мир, и радость во Святом Духе», как говорит св. апостол Павел. То есть, здесь пиршество брачное свидетельствует о той радости неизреченной, нескончаемой, которая связана с пребыванием в Царствии Небесном. Именно об этом нужно помышлять, когда речь идет о таком свадебном пиршестве.

Что же касается человека, который оказался не в брачной одежде, то, конечно, тоже это нужно понимать духовно. Где мог взять человек, который был приглашен с перекрестков дорог, брачную одежду? Святой Иоанн Златоуст говорит, что «не имеющий брачной одежды — это образ человека, который лишен Божественной благодати, который оказался злым по своему внутреннему духовному состоянию, и это одеяние его души оказалось скверным, недостойным для того, чтобы человек участвовал в Царствии Небесном, где «правда и мир и радость во Святом Духе».

Вот так надо понимать эту притчу, те образы, которые Господь приложил в данной притче к разъяснению смысла и значения Царства Небесного. Конечно, эта притча имела отношение к окружающим Его людям — к иудеям, потому что иудеи ведь по разному относились к проповеди Господа. Он проповедовал Царство Божие — они не принимали этого учения; Он совершал чудеса, а они говорили, что Он делает это «силою веельзевула — князя бесовского» (Мф.12:24) и всячески старались унизить в лице народа личность Господа и Спасителя и опорочить Его пред людьми, чтобы и другие так же, как и они, не принимали Его Божественного учения. И поэтому, как сказано в притче, те люди, которые были призваны на брачный пир и убили слуг — это свидетельство о том, что многие из богоизбранного народа не принимали пророков, убивали пророков в Ветхом Завете, которые возвещали о грядущем Спасителе. Они убили Иоанна Крестителя, который свидетельствовал о Христе, как о Сыне Божием, Который пришел в мир, чтобы свершить дело спасения, они замышляли убийство и Самого Господа и достигли этого при помощи Понтийского Пилата.

Вот так, как говорит святой Иоанн Златоустиудеи оказались виновны трижды, потому что они убивали пророков, убили Иоанна Крестителя, свидетельствующего о Господе и предали крестной смерти Самого Господа. Так что эта притча имеет, прежде всего, отношение к тем иудеям, которые не приняли Господа, проповедующего приближение Царства Божия.

Конечно, эта притча имеет отношение ко всем людям, и к нам тоже, потому что Господь постоянно призывает нас к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененныеи я упокою вас, вот Я стою и стучу и,если кто откроет двери сердца своего-Я вниду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» — так словами Священного Писания Господь свидетельствует о том, что Он постоянно призывает нас к Себе. Но как мы относимся к этим призывам? Каждый из нас, наверно, если не идет «на поле свое» и «на торговлю свою», то мыслями своими отвлекается, даже во время службы, несмотря на то, что словами церконого песнопения святая Церковь призывает «отложить всякое житейское попечение». А часто мы слышим колокольный звон, призывающий нас на богослужение, но откладываем посещение храма Божия, потому что нам некогда, потому что мы устали, потому что мы нуждаемся в отдыхе и поэтому не можем откликнуться на этот призыв. Да и в храме не всегда со вниманием слушаем богослужение, отвлекаемся — не только о молитве думаем, но и о каких-то мирских делах.Оставив мир, душою, сердцем, помыслами находимся в том мире, который, как-будто бы физически оставили, но на самом деле мысленно там пребываем.

Поэтому, дорогие братья и сестры, эта притча, которую мы слышали сегодня, свидетельствует нам о том, что мы должны быть внимательными к тому, что говорит нам Господь, к чему Он нас призывает, чего от нас требует, к чему Он нас зовет, действительно, чтобы мы всегда были чуткими, и откликались на Божественный призыв и следовали по тем заповедям, которые дал нам Господь для того, чтобы мы шли верным путем в Царство Божие.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
14 сентября 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий