Проповедь в праздник Вознесения Господня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Задолго до того события, память которого мы сегодня празднуем, Господь обращался к Своим ученикам и говорил о том, что ожидает Его, но апостолы не сразу уразумели, что им говорил Господь. Поэтому когда Господь говорил им, что Он оставит их и возвратится к Отцу Небесному, они огорчались, скорбели, недоумевали, и Господь, утешая, говорил им о том, что так предписано в Ветхозаветном Законе: в пророках, в псалмах – все это было предвозвещено, и поэтому они должны, углубляясь в смысл Священного Писания, разуметь и понимать, что все то, что совершается – это по предначертанию Божиему.

И вот в этот день, когда совершилось Вознесение Господне, как нам свидетельствует Священное Писание, апостолы не скорбели, несмотря на то, что они на самом деле расставались со своим Господом, а возвратились в Иерусалим с радостью великою. Поэтому святая Церковь воспевает в гимне праздничном: «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником».

Господь, как мы сегодня слышали в Евангелии от Луки, говорит нам о том, что Он, явившись многократно к Своим ученикам после славного Воскресения, наставлял, вразумлял их, раскрывал им смысл и значение ветхозаветного Писания, тех пророчеств, которые касались всего Его искупительного подвига. Поэтому они уразумели все то, что совершал Господь. И Господь, как мы слышали, говорил Своим ученикам в последней своей беседе с ними, что они должны оставаться неотлучно в Иерусалиме, ожидая пришествия Святого Духа, который просветит их светом Истины и напомнит им о всем том, что возвещал им Сам Господь. Когда апостолы недоумевали, почему Господь уходит от них, Господь им говорит: «Если я не пойду, то Дух Святой не придет к вам, а Я иду для того, чтобы приготовить место в обителях Отца Небесного». Кроме того, событие Вознесения Господня имело очень важное значение для самих апостолов, потому что Господь, как Он сказал Своим ученикам, уходит для того чтобы ниспослан был Дух Святой Утешитель, Который укрепит их силою свыше, только после этого они должны разойтись из Иерусалима, и, как говорил им Господь, проповедовать не только в Иудее и Самарии, но и по всему миру. Это потом совершилось, когда святые апостолы облеклись силою свыше, т.е. облеклись Силою Святого Духа.

Вознесение Господне явилось завершением всего домостроительства Спасения рода человеческого. Господь, когда уходил от святых апостолов, утешал их еще и тем, что «Он пребудет с ними во все дни до скончания века». И поэтому, уверившись в том, что Господь ниспошлет им Святого Духа, и что Сам Господь невидимым образом будет пребывать с ними, они с радостью великою возвратились в Иерусалим и ожидали того, что обещал им Господь, т.е. пришествия Святого Духа, силою Которого нужно было укрепиться, чтобы действительно проповедовать не только в Иудее и Самарии, но и во всех концах вселенной.

Вознесение Господне, дорогие братья и сестры, имеет, конечно, важное значение и для всех нас, потому что это не только завершение домостроительства нашего спасения, но это, как говорят наши святые отцы, прославление человеческого естества. Потому что Господь воспринял человеческую природу, освятил ее Своим искупительным подвигом и тем, что «Он воссел одесную Бога и Отца», естество человеческое вознес на недосягаемую высоту. Это должно обязывать нас хранить себя в чистоте и святости, остерегаясь от омрачения душ и телес грехами, пороками, страстями, которые, к сожалению, очень часто вселяются в нас и не дают нам возможности надлежащим образом осуществлять наш жизненный путь.

Господь сказал Своим ученикам, что пребудет с ними во все дни до скончания века, но это относится и к нам, дорогие братья и сестры — Господь всегда с нами, но вот мы, всегда ли с Господом? Не отступаем ли мы от Господа, потому что, когда мы во грехах, в тьме греховной, в тине греховной валяемся, то, естественно, мы удаляемся от Господа. Господь всегда с нами, но и мы должны быть всегда в Господе, всегда устремляться к Нему, памятовать о том, что Господь все видит, все знает, всех любит, грехи наши покрывает и прощает. И поэтому, мы должны простираться всегда к Господу нашей сыновей любовью, помня о том, что Господь по Своей неизреченной любви совершил мироспасение и невидимым образом пребывает с нами, подавая нам постоянно дары Святого Духа, которые мы получаем в тех таинствах, которые совершаются в Церкви Христовой. Та благодать Святого Духа, которая была ниспослана на святых апостолов, пребывает в Церкви Христовой, благодаря преемству служения и учения. Святая Церковь Православная всегда говорит нам об этом, потому что преемство апостольское, т.е. непосредственная передача благодати Святого Духа через преемство апостольского служения, через передачу истинного учения, которое они проповедовали. Все это преемственно передается из поколения в поколение только в Православной Церкви, и об этом мы всегда должны памятовать и ценить те дарования, которыми Господь наградил нас недостойных.

Святой митрополит Филарет Московский говорит нам о том, что мы должны обратить внимание на некоторые моменты, которые связаны с Вознесением Господним. Деяния Святых Апостолов нам говорят относительно того, что, когда Господь удалился, и облако его скрыло, апостолы продолжали смотреть на небо. И явились им два мужа в светлых одеждах, два небесных вестника, два ангела, которые говорили святым апостолам: «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо, сей Иисус Христос, который вознесся от вас видимым образом, таким же образом придет снова». Так вот, святитель Филарет Московский говорит, обращая внимание на этот момент, что апостолы смотрели на небо: «А мы куда смотрим? Смотрим ли мы на небо, т.е помышляем ли о горнем, о вышнем?» Ведь, и апостол Павел призывает: «о горнем помышляйте, а не о земном». Поэтому святитель Филарет говорит, что мы не всегда смотрим на небо, не всегда помышляем о горнем, а о земном помышляем, и поэтому мы делаем абсолютно противоположное тому, что делали святые апостолы, когда провожали Господа. Но святые апостолы не только в этот момент Вознесения Господня смотрели на небо и помышляли о горнем, они всегда думали об этом, потому что их апостольское служение заключалось в том, чтобы проповедовать о вечных истинах, которые дают возможность человеку, следуя заповедям Господним, идти тем путем, который указан Господом, и искать прежде всего Царства Божьего и правды его, чтобы все остальное, которое касается нашей повседневной жизни, прилагалось нам по Божьему милосердию.
Вот, дорогие братья и сестры, те наставления, которые мы должны почерпать из этого повествования, которое мы слышали из Деяний апостольских и из Евангелия от Луки.

И еще одно, что касается нас, нашей жизни, нашего поведения. Ангелы, когда утешали святых апостолов и говорили им, когда они смотрели на небо, что Господь таким же образом явится снова. Так вот это является указанием нам на то, что это будет преславное пришествие Господа и Спасителя нашего для того, чтобы совершить суд над всем человечеством и определить конечную участь всех людей. И поэтому мы должны помышлять о том, какой отчет мы дадим тогда, когда Господь явится со славою и когда не только дела, но и самые сокровенные мысли и желания будут открыты перед Господом, и каждый должен будет дать ответ за все то, что он совершал и за то, что он замышлял, но не совершил, потому что, если греховные мысли и желания были, то и это тоже осуждается Господом. И за всякое скверное слово человек должен будет дать ответ или за все то худое, что он совершал и что замышлял сделать. Поэтому, это свидетельство Святых Ангелов о том, что Господь явится снова, должно побуждать нас к тому, чтобы мы вели жизнь святую и Богоугодную.

И таким образом Вознесение Господне напоминает нам о многих важных предметах нашей веры, которые мы должны постоянно познавать, соблюдать и стремиться к тому, чтобы жить свято и непорочно пред Господом.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
29 мая 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий