Проповедь в праздник Вознесения Господня (21.05.2015)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником». Задолго до Своего Вознесения Господь предсказывал Своим апостолам, что Он вскоре должен оставить их и отойти к Отцу Небесному. И апостолы, когда слышали из уст Господа об этом, скорбели. А вот когда Господь перед ними вознесся на горе Елеонской, то они возвращались в Иерусалим с радостью великою, как повествует нам о том евангелист Марк, о чем мы также слышали сегодня во время чтения Евангелия от Луки за Божественной Литургией.
Почему же апостолы тогда огорчались, когда только слышали о том, что Господь их оставит, а когда Он их оставил — они радовались? Священное Писание нам говорит относительно того, что это произошло от того, что святые апостолы ранее еще не всё разумели, в том числе не понимали почему должен от них Господь отойти. Ведь они Его любили, внимали Его словам, видели Его чудеса, видели, как народ простой прославлял Господа, и, конечно, им хотелось, чтобы Господь всегда с ними находился. Но они тогда не понимали, что Господь пришел для того, чтобы совершить дело спасения. И домостороительство спасения рода человеческого заключалось не только в том, чтобы воплотиться, придти на землю, проповедовать, но и для того, чтобы освятить человеческое естество. И Господь, действительно, Своим воплощением, Своими Страданиями и Воскресением, и Вознесением осуществил то, что было преднаписано, предначертано тогда, когда Господь решил совершить спасение всех людей.
А вот когда Господь после Воскресения являлся апостолам, то разъяснял им и напоминал им обо всем том, что Он говорил. И говорил также относительно того, что они ранее не знали, открывал им тайны Священного Писания, то, что было сказано в Ветхом Завете, и открыл им возможность разуметь то, что было предсказано древними, ветхозаветными пророками. И поэтому они осознали и поняли, что необходимо Господу вознестись для того, чтобы завершилось дело Искупления рода человеческого. И поэтому они после Вознесения Господа, радуясь, возвращались в город Иерусалим для того, чтобы готовиться к предстоящей им миссии «проповедовать слово истины «всей твари», по слову святого апостола Марка.
Вот, таким образом, дорогие братья и сестры, святые апостолы скорбели в свое время, а потом, когда Господь отошел от них — радовались. Радовались, потому что поняли, что это Вознесение необходимо для завершения дела Спасения.
Мы, дорогие братья и сестры, сегодня удостоились того, что приняли участие в торжестве, посвященном празднованию этого преславного события евангельского, праздника в честь этого события. И, конечно, мы должны проникнуться сознанием того, что же представляет из себя это событие — Вознесение Господа. Какое имеет оно значение в деле Спасения рода человеческого. Господь это открыл Своим апостолам, и мы в Евангелии, и в Посланиях апостольских, и в Деяниях, слышали сегодня, Господь Своим апостолам разъясняет в чем заключается смысл и значение Вознесения.
Сам Господь говорит, что необходимо Ему вознестись к Отцу Небесному, для того, чтобы был ниспослан Дух Святой. Он неоднократно говорил святым апостолам: «Мне необходимо пойти, для того, чтобы пришел Дух Святой, потому что, если Я не пойду, то Дух Святой не прийдет, а если Я пойду, то пошлю Вам Духа Святаго» и это осуществилось тогда, когда Господь определил, чтобы это совершилось.
Далее, Вознесение Господне свидетельствует о Божественном достоинстве Самого Господа, потому что как говорит Священное Писание: «Никто не восходил на Небо, как только сшедший с Небес Сын Божий, Который всегда пребывал на Небесах», телесно пребывал в этом мире, а Своим Божественным существом находился в лоне Отца Небесного.
Далее, Священное Писание нам говорит словами Самого Господа: «Господь ушел для того, чтобы уготовать обители» для них.
Далее, Господь говорит так же и относительно того, что Его Вознесение соединяет землю с Небом. Вот сегодня мы слышали тропарь праздника Вознесения, и там говорится прямо, что Господь Своим Вознесением соединил «земная и небесная», то есть Господь, тем, что Он вознесся на Небо соединил человечество, людей, с Богом. Потому что это единение было разорвано грехопадением и поэтому Господь Вознесением Своим таким образом восстановил вот это единство, которое должно быть в богоспасаемом мире.
Далее, как мы слышали в Деяниях апостольских, когда апостолы взирали на Небо, смотря на возносящегося Господа, то Ангелы явились и сказали: «Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Который вознесся на Небеса, придет снова на землю». О чем это говорит? Это говорит о том, что Господь придет в Свое время, которое будет определено.
Кроме того, Вознесение имеет еще и то значение, что Господь, хотя видимым образом ушел в Небеса, но невидимо Он пребывает с верующими. Об этом Сам Господь сказал перед Своим Вознесением: «Я с вами буду во все дни до скончания века». И вот это обетование, которое даровано апостолам, относится, конечно, ко всем верующим, ко всем чадам Церкви Христовой.
Вот такое значение имеет Вознесение Господне. И, естественно, что мы, внимая данному Евангельскому событию, должны стремиться к тому, чтобы извлечь назидание для своей жизни. Вот Господь вознесся для того, чтобы ниспослать святым апостолам и вместе с ними всем верующим благодать Пресвятаго Духа. Мы, как верующие, как члены Церкви, имеем возможность и доступ к неизреченным потокам Божественной благодати, благодати Святаго Духа, которая подается нам в Святых Таинствах. Мы пользуемся постоянно этими благодатными дарованиями. Однако, всегда ли мы достойным образом получаем эти благодатные Дары и используем ли мы их ко благу, не принимаем ли мы их «во суд или осуждение», вот над этим нам нужно всегда думать.
Господь Своим Вознесением вознес на Небеса человеческое естество, которое освятил Своими Страданиями и Воскресением, и Вознесением. А вот мы, наше собственное естество надлежащим ли образом сохраняем от греха? Не скользим ли мы по скольским стезям греховной жизни? Об этом нам тоже всегда постоянно надо думать.
Господь сказал Своим апостолам, что Он будет вместе с ними «во все дни до скончания века». Это относится и к нам. Господь всегда с нами невидимым образом присутствует. А вот мы всегда ли находимся в общении с Господом? Ведь даже когда мы совершаем самые малые прегрешения — мы, как глухой стеной, отделяемся от Господа. И поэтому нам нужно постоянно думать относительно того, как мы живем, что мы делаем, что мы думаем, как мы поступаем в отношении к своей собственной души, в отношении к окружающим нас людям.
Господь сказал, что Он уходит для того, чтобы приготовить «небесные обители». А мы ведем себя достойно ли для того, чтобы заслужить обитание в этих «небесных чертогах»? Тоже должны задуматься относительно того, как мы ведем себя, достойны ли мы будем, чтобы войти в эти «небесные чертоги», потому что «небесных обителей» сподобятся только те, которые освободятся от своих грехопадений и от всякого зла.
Господь соединил Небо и землю. И вот святые апостолы, когда провожали Господа возносящегося, взирали на небо. И это не только видимое такое воззрение на небеса, это и стремление «горе`», «О горнем помышляйте, а не о земном» — призывали апостолы. О чем это говорит? Это говорит о том, что мы не должны приземляться. Но очень часто мы в своей жизни, даже бывая в храме, отвлекаемся всякими мирскими заботами и поэтому чаще помышляем о земле, а не о Небе. А нужно взирать на небеса не только физически, но и сердцем, и душою, и всем своим естеством устремляться к тому, чтобы жить таким образом, чтобы быть достойными того, к чему призывает нас Господь.
Итак, дорогие братья и сестры, мы должны размышлять о смысле и значение Вознесения Господня, прилагая это к своему духовному состоянию. В частности, думать о том, как святые апостолы слышали голос Ангелов, которые говорили, что Господь придет на землю таким же образом, чтобы совершить окончательный Суд над человечеством. И что мы сами тоже должны будем отдать отчет за все те дела и поступки, которые совершали и даже за самые сокровенные помышления, потому что от Праведного Всеведающего Судии никто не может укрыться.
И вот таким образом, размышляя о значении события Вознесения Господня, мы должны прилагать к себе и проверять таким образом свое духовное состояние для того, чтобы действительно нам удостоиться тех обителей, которые «Господь уготовал любящим Его».

Аминь.

Протоирей Василий Стойков

21 мая 2015 года