Проповедь в Великий Четверток (09.04.2015)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Когда мы приступаем к Святой Чаше, мы произносим знаменательные слова молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», и при этом произносим те же слова, которые касаются Таинства, учрежденного на Тайной вечери: «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими». Это великие, знаменательные слова, которые свидетельствуют нам о том, что мы, приступая к Чаше, принимая Тело и Кровь Господню, становимся участниками Великой Вечери, которую совершил Господь накануне Своих страданий во искупление всего рода человеческого. Конечно, Тайная Вечеря была в истории однажды, но то, что было учреждено на ней, является Заветом вечным, потому что Сам Господь сказал, что это нужно совершать в Его воспоминание.
Святая Церковь ныне, в Великий Четверток, воспоминает установление этого величайшего Таинства, Таинства Таинств, как святые отцы именуют святую Евхаристию. И святая Церковь, воспоминая это преславное событие, имеющее мироспасительное значение, призывает нас ощутить особую близость к нам Господа. Ощутить, что мы, действительно, пребываем на Тайной Вечери. Каждый раз, когда мы приступаем к Святой Чаше, мы должны это ощущать, но в этот день в особенности, потому что не только мы принимаем Тело и Кровь Господню, но и воспоминаем ту Тайную, единственную Тайную Вечерю, которая была совершена для установления этого Таинства.
Святая Церковь призывает нас, чтобы мы ощущали особую близость к нам Господа, чтобы мы ощущали себя вместе с верными последователями Христовыми, Святыми Апостолами, которые были участниками этой Великой Вечери.
Конечно, дорогие братья и сестры, мы не только воспоминаем, не только приступаем к Чаше, но и надлежащим образом, предварительно готовимся. Вчера вечером за службой мы слышали умилительное песнопение, в котором мы просили Господа «очистить одеяния души». И это очень важно, потому что, когда мы готовимся к исповеди и причастию, то должны заботиться о том, чтобы чиста была наша совесть, чтобы очистилось сердце от всего наносного, от всего греховного, и надлежащим образом мы должны поступать, очистившись, освободившись от всех наших прегрешений.
А сегодня, приготовившись надеемся соответствующим образом, мы приступили к Святой Чаше. И, конечно, дорогие братья и сестры, не только в дни Великого Поста, не только в дни Страстной Седмицы, но и всегда, когда мы намереваемся причаститься Святых Таин Христовых, мы должны надлежащим образом готовиться. Потому что, как мы слышали сегодня, святой апостол Павел в своем Послании к Коринфянам прямо говорит: «Кто яст и пиет Тело и Кровь Господню недостойно, тот суд себе яст и пиет» (1Кор.11:29), то есть делает это в осуждение, а не во спасение. И поэтому мы должны очень ответственно относиться к тому, как нужно и должно готовиться к принятию Святых Тайн Христовых.
Более того, святые отцы говорят нам и относительно того, что и после принятия Святых Таинств то же нужно соблюдать себя в чистоте от всего греховного, потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не подобает тому человеку, который принял небесный хлеб жизни, касаться потом мертвенных дел смерти». А что это за мертвенные дела смерти? Это, конечно, грехи, которые невидимым образом, постепенно умервщляют душу и делают ее духовно мертвой. «Поэтому,- говорит святитель Иоанн Златоуст,- нужно заботиться о должном поведении после принятия Святых Таин Христовых, подобает в это время вместе с Господом пребывать и благодарить Господа вместе со святыми апостолами, которые были участниками той Великой исторической Тайной Вечери.
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с принятием Святых Таинств Христовых. Желаю, чтобы нам Причастие этих Таин было во здравие души и тела, в освобождение от всего греховного, в очищение души и тела, в снабдение заповедей Божиих, в утверждение, укрепление веры, надежды, любви и служило нам ко спасению. И мы должны благодарить всегда Господа, Который является виновником нашего спасения, Которому слава и честь, и благодарение во веки веков.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
9 апреля 2015 года