Проповедь в Великую субботу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Так ныне нам говорит святой апостол Павел в послании к Римлянам, чтение которого мы слышали за Божественной Литургией. На первый взгляд может представиться, что это наставление святого апостола не имеет отношение к Великой субботе, к тем священным воспоминанием, которое совершает Святая Церковь в этот святой день. Но если мы вникнем в смысл и значение того, что связано с субботой вообще в Священном Писании и с тем, что говорит святой апостол Павел, то увидим, что здесь органичная, тесная связь между тем, что говорит святой апостол Павел и тем, что является предметом воспоминания в этот день.

Из Священного Писания мы знаем, что когда Господь сотворил весь мир и завершил создание мира венцом творения — человеком, почил от дел Своих, и этот день был назван субботой, т. е. покоем. Но не только покоем именуется суббота, суббота обозначает осуществление, завершение какого-то дела. Господь завершил творение мира и человека, и этот день был назван субботой, потому что это завершение, не только покой, но и завершение того дела, которое предпринял Господь как Творец.

Что же касается Великой субботы, то она тоже имеет отношение к творению, потому что, когда Господь пришёл в этот мир, то Он, благодаря Своему крестному подвигу, совершил воссоздание человека. В начале миробытия Господь сотворил человека, а в последние дни Своей земной жизни Он воссоздал человека, возродил, даровал ему жизнь, не только бытие, но и благобытие, т. е. то бытие, которое связано с тесным общением с Богом. Господь таким образом завершил в эти священные дни воспоминаний то дело домостроительства, о котором было предсказано на предвечном совете после грехопадения первых людей. И Святая Церковь особо почитает этот день, потому что это не просто суббота, мы называем её Великой субботой, а в молитвословиях и песнопениях этот день субботой называется преблагословенной, потому что в этот день Господь, «уснув, воскреснет тридневный».

Воспоминанием этого события, именно того, что происходило, в Великую субботу Святая Церковь установила совершать Таинство Крещения, потому что крещение и крестные страдания Господа тесно связаны между собою. Святой апостол Павел поэтому ныне в своем послании к Римлянам говорит, что когда мы совершаем крещение, то в крещении мы соумираем со Господом. Крещение — это приобщение к плодам искупительного подвига, который совершил Господь. И поэтому крещение — это возвещение того, что мы принимаем благодарим Господа за то, что Он совершил по Своей неизреченной жертвенной любви «нас ради человек и нас ради спасения». Поэтому Святая Церковь совершала в этот день Таинство Крещения оглашенных, которые готовились к этому Таинству в течение всей Святой Четыредесятницы. И существовали особые баптистерии, в которых совершалось Таинство Крещения. Эти баптистерии находились рядом с храмом.

Ради такого торжества, совершалось богослужение, так же, как и мы сегодня совершаем Божественную Литургию во время которой Святая Церковь установила читать паремии, т. е. чтение Священного Писания Ветхого Завета. Это пророческие писания, которые связаны с прообразами, предсказаниями той искупительной жертвы, которую совершил Господь. И вот как раз во время чтения множества паремий совершалось Таинство Крещения, а затем, когда нужно было читать апостольское чтение, евангельское чтение, то оглашенные, теперь уже новопросвещенные, новокрещенные из баптистерии входили в храм, и в это время все вместе пели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Вот поэтому и мы сегодня тоже воспевали это песнопение, а затем слушали чтение из послания святого апостола Павла, в котором говорится о смысле и значении Крещения. Апостол Павел сегодня поэтому и говорит в этом послании, что мы не только крестимся в смерть Господа, но и становимся новой тварью, новым творением Божиим, потому что мы воссоздаемся благодатью Крещения, наша природа человеческая, некогда поврежденная прародительским грехом, возрождается для новой жизни. Поэтому человек именуется новым творением, почему апостол Павел и говорит, что нужно ходить уже в обновленой жизни, не только обновиться Божественной благодатью, но и стремиться осуществлять свою жизнь в соответствии с тем действием, которое производит благодать на человеческое естество, на человеческую природу. Поэтому святой апостол Павел и заповедует, что необходимо почитать себя мёртвыми для греха, а живыми для Бога, во Христе Иисусе, Господе нашем. Таким образом, установление церковное, которое связано с Крещением оглашенных в древности, в первые века, имеет важное значение и для нас, живущих в XXI веке, потому что мы не только воспоминаем эти исторические события, связанные с жизнью Церкви, но и должны напомнить себе о наших крещальных обетах, о том, что мы обещали Господу при Крещении, когда крестились во взрослом состоянии. Если же были младенцами и принимали крещение, то восприемники — наши крестные родители давали за нас обетование жить в святости и непорочности, потому что мы отрицались от всякого зла или своими устами, или устами своих восприемников, обещали Господу жить в правде и преподобии истины. Поэтому мы должны помнить о наших крещальных обетах для того, чтобы снова и снова, воспоминая о том, что совершил для нас Господь, с благодарностью Богу за Его воссоздание, за Его возрождение человеческого естества и всех нас, и каждого в отдельности, стремиться к тому, чтобы, как говорится в нынешнем Евангелии, которое мы слушали за Божественной Литургией, стремиться соблюдать всё то, что заповедано Господом.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
19 апреля 2014г

Оставить комментарий

Добавить комментарий