Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Господь издревле благоволил к человеку. И это благоволение Божие особенно проявилось в богоизбранном народе, и, особенно, оно проявлялось по отношению к тем праведникам, которые жили в Ветхом Завете. Но в то время грех прародителей тяготел над родом человеческим, тем более, что потомки Адама и Евы своими грехами умножали тяжесть грехов.
Настало время, которое было предопределено Божиим Промыслом, и Господь явился на землю для того, чтобы освободить человека от тяжести греха и его последствий.
Всё, что совершал Господь во время Своего земного служения, имеет очень важное, спасительное для всего человечества, значение. Это же касается и Крещения Господня, которое было на реке Иордане, и воспоминание о котором мы совершаем сегодня. Это евангельское событие имеет очень важное значение в деле домостроительства нашего спасения.
Святой евангелист Матфей, как мы слышали сегодня, повествует нам весьма кратко об этом событии. Он говорит о том, что Иоанн Креститель, движимый Духом Святым, пришел на реку Иордан и там встретил Господа, Который должен был по слову Иоанна Крестителя крестить не водою, а Духом Святым и Огнем. И он указал на Господа и увидел Его, узнал в Нем Того, Кого предвозвещали ветхозаветные пророки. И поэтому возразил Господу: «Ты ли приходишь ко мне креститься? Мне надлежало бы креститься от Тебя», на это Господь ему сказал: «Тако да подобает нам исполнить всякую правду». И, когда было совершено Крещение, Господь выходил из воды, и в это время Иоанн Креститель увидел Духа Святаго, Который сходил на Господа в виде голубя. И в это же время отверзлись небеса и был слышен голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Святитель Иоанн Златоуст, разъясняя вот это место евангельского повествования, говорит нам следующее. Он говорит о том, для чего Господь приходил на Иордан. Господь не нуждался в Крещении, будучи Всесвятым Господом, но, как Сам сказал Господь «нужно было исполнить всякую правду», то есть Он проявил послушание, тем самым указывает нам и побуждает нас к тому, чтобы мы были послушны Закону Господню. «Отверзлись небеса», — говорит Иоанн Златоуст для того, чтобы и мы понимали, что когда совершается наше крещение, тоже отверзаются Небеса, и Дух Святой, Который нисходил в виде голубя, на нас снисходит невидимо в таинстве Крещения. «Кроме того», — говорит святитель Иоанн Златоуст, — «в водах Иорданских потопляется грех человеческий» и в таинстве Крещения в водах крещальных тоже погребаются грехи, которые совершал человек, и он высвобождается от ответственности за те грехи, которые он совершал до Крещения. И еще говорит святитель Иоанн Златоуст- это первое откровение о Боге. Господь дал нам возможность через это свидетельство иметь представление о Боге в Троице прославляемом. В Ветхом Завете Господь не являлся как Троица, потому что в Ветхом Завете было очень много всевозможных заблуждений языческого мира, который окружал Богоизбранный народ и это было очень опасно для тех людей, которые должны были исповедовать Единобожие. А в Новом Завете Господь являет новое представление о Боге, как о Святой Троице и, таким образом, дает нам возможность Богопознания, поэтому и праздник Богоявления именуется Праздником Просвещения, потому что он дарует нам возможность Богопознания, познания Бога в Троице прославляемого. И, таким образом, говорит святитель Иоанн Златоуст, то, что связано с Крещением Господа во Иордане, имеет отношение и к нашему собственному Крещению, потому что Господь освящает воду тогда, когда совершается Таинство Крещения, и так как Господь освящает естество вод, то человек, погружаясь в воду освященную, освобождается от греха.
Таинство Крещения поэтому теснейшим образом связано именно с этим евангельским событием: с Крещением Господним во Иордане. И поэтому святая Церковь в этот день призывает нас не только прославлять Господа, крестившегося во Иордане, но и вспомнить о нашем Крещении, благодаря которому мы приобщаемся к потоку Божественной благодати, которую Господь дарует через водное естество. Конечно, мы должны знать, что вода, которая освящается в праздник Богоявления имеет другое предназначение, чем та Святая вода, в которую погружаются крещаемые, но и там и здесь действие Божественной благодати присутствуют. Поэтому один и тот же Господь освящает воду и дарует ей особые благодатные свойства.
Нынешнее освящение Святой воды даруется нам для того, чтобы мы, которые очистились в водах Крещения, но продолжаем осквернять белоснежные одеяния крещальные грехами своими, имели возможность снова и снова обновляться. Господь называет Таинство Крещения «новым рождением» и апостол Павел в соответствии с тем, что говорит Господь, указывает на то, что это «баня возрождения» действием Святаго Духа. Он говорит нам о том, что Крещение является «баней пакибытия», то есть нового бытия, бытия, которое возобновлено благодаря действию Божественной благодати.
Сам Господь говорит о том, что Он пришел даровать жизнь и жизнь с избытком, эта жизнь с избытком даруется в Таинстве Крещения, а через Святую воду, которая освящается в праздник Богоявления, даруется тоже Божественная благодать, которая освящает воду, «к освящению душ и телес и ко всякой пользе изрядной».
Будем же, дорогие братья и сестры, совершая празднество в честь Богоявления, в честь Крещения Господня или Просвещения, стремиться к тому, чтобы просвещаться истинным Богопознанием, с благоговением почерпать Святую воду, с благоговением ее хранить, с благоговением употреблять в соответствии с тем значением, о котором говорится в молитвословиях освящения Святой воды.
Аминь.
Протоиерей Василий Стойков
19 января 2015г.