Проповедь в день Святой Троицы (31.05.2015)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва». В этом кратком церковном песнопении нынешнего дня, праздника Святой Троицы, Святая Церковь сжато, но в тоже время выразительно, соединяет события Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Потому что, как вы слышали вчера во время Всенощного бдения во время чтения Паримий, то есть Священных книг Ветхого Завета, в особенности пророческих Книг Иоиля, Иеремии — в этих книгах как раз и свидетельствуется о том, что Святые пророки, еще задолго до пришествия в мир Господа, возвещали о том, что настанет время, когда Господь изобильно изольет благодатные дары Святаго Духа на верующих. А в церковных песнопениях прославляется Дух Святой, который сошел на святых апостолов. В Евангелии повествуется нам, как мы слышали сегодня за Божественной Литургией о том, что Господь, проповедуя о живой воде, тем самым прикровенно указывал на то, что снизойдет Дух Святой, так поясняет евангелист Иоанн Богослов это учение Господа. А Деяния святых апостолов повествуют нам об исполнении вот этого обетования, этого обещания Господа, потому что Сам Господь перед Своими страданиями возвещал Своим апостолам, что Он отойдет для того, чтобы ниспослать Своим ученикам и апостолам благодать Святаго Духа и повелел им не отлучаться из Иерусалима до тех пор, пока они «не облекутся силою свыше», силою Святого Духа, Который сошел в день Пятидесятницы.
Пятидесятница — это великий праздник для ветхозаветных верующих. И для того, чтобы прославить этот праздник, многие правоверные иудеи собирались в Иерусалим из разных сторон Римской империи, из разных стран прибывали сюда и поэтому то событие, которое произошло в горнице, где собрались святые апостолы, стало известно этим многим людям, которые оказались свидетелями. Они говорили на различных наречиях, потому что жили в разных странах, хотя были иудеями, но наречия были различными. Тем более, что среди иудеев, верующих в Господа, были и язычники, обращенные в иудейство, так называемые прозелиты, которые приняли ветхозаветную религию и были исповедниками истинного Бога, поэтому тоже были в Иерусалиме, и все они услышали после того, как появился какой-то неожиданный шум, как будто дыхание бурного ветра, и апостолы начали говорить на различных наречиях. И те люди, которые были в Иерусалиме, услышали и удивлялись, и говорили, что это действительно, посланники Божии. А другие, наоборот, насмехались и говорили, что они напились сладкого вина и поэтому говорят что-то непонятное. Но, тем не менее, большинство было склонно считать, что это действительно действие Святаго Духа. Тем более, как повествуют нам Деяния, после проповеди апостола Петра ко Христу обратились многие тысячи людей. И это, конечно, проявление силы того Святого Духа, который получили святые апостолы в этот знаменательный день.
То церковное песнопение, которое называется «кондаком», воспевается в эти святые дни, напоминает нам о другом событии, которое свидетельствует нам о том, что сошествием Святаго Духа Господь призвал всех к единству. «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний» — о чем это говорит? Это напоминает о тех людях, что жили в Вавилоне и строили вавилонскую башню. По своей гордыне они хотели до Небес достать и достигнуть до Бога, забывая о том, что Бог нематериален, что Он невидим, что Он пребывает вне тех людей, которые не исповедуют Его, что к Богу возвышаться нужно не физически, а духовно, через нравственное совершенствование. Вместо этого люди стали строить башню, и поэтому Господь смешал языки — люди перестали понимать друг друга и поэтому строительство это грандиозное рухнуло и не было осуществлено. И, наоборот, как говорится в том же церковном песнопении «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва», то есть через излияние благодати Святаго Духа Господь призвал всех к единству. И это показано было в тех событиях, которые произошли в результате снишествия Святага Духа на святых апостолов, потому что люди, которые прибыли в Иерусалим из разных стран, с различными наречиями, встали под знамя Христово в результате проповеди святого апостола Петра. Они, будучи разделены большими расстояниями, жили в разных странах, говорили на различных наречиях, но вследствие действия Святаго Духа они стали едиными — единой братской семьей. И поэтому праздник Пятидестницы является праздником единства, того единства, к которому призывает Господь всех Своих верующих. Для того, чтобы были все едиными, как Отец и Сын едины между Собой, о чем говорил Господь.
И, кроме того, дорогие братья и сестры, праздник Пятидесятницы, День сошествия Святаго Духа является днем рождения Церкви Христовой, потому что та благодать, которая снизошла на святых апостолов, начала действовать в Церкви, первый результат — это многие тысячи обращенные ко Христу, и в дальнейшем тот рост Церкви, то умножение людей, которые становились христианами — это свидетельство действия благодати Святаго Духа. И начали образовываться христианские общины не только в Иерусалиме, но и во многих других странах куда направились святые апостолы со своей проповедью.
Мы сегодня слышали прокимен, который свидетельствует о том, что святые апостолы вышли во все концы вселенной, и действительно это было так, и проповедь их была благоуспешна и именно только потому, что они были облечены Божественною силою, силою Святаго Духа. И этот Святой Дух пребывает в Церкви Христовой, потому что Господь даровал эту благодать не только апостолам, но и их преемникам, а святая Церковь преподает Божественную благодать в тех Таинствах, которые мы принимаем — это Таинство Крещения, Миропамазания, Покаяния, в особенности, Таинство Евхаристии, Таинство Священства, которое преемственно передает Божественную благодать служителям Церкви для того, чтобы они осуществляли апостольское служение, Таинство Венчания, Елееосвещения. Это те Таинства, которые являются теми благодатными средствами, которые способствуют восприятию Божественной благодати — благодати Святаго Духа. И мы, дорогие братья и сестры, должны дорожить теми дарованиями, которыми Господь наградил Свою Церковь и нас награждает, потому что мы постоянно прибегаем к Святым Таинствам и должны быть достойны этого великого дара, чего да сподобит нас Господь по Своей милости.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

31.05.2015 года