Проповедь в Неделю 2-ю Великого Поста

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Путнику, который предпринял далекое путешествие, необходимо время от времени останавливаться, чтобы отдохнуть, принять пищу и определить, действительно ли он делает правильное направление в своем путешествии, получить совет от опытных людей относительно дальнейшего своего пути.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, тоже находимся в пути на поприще Великого Поста, и каждый воскресный день является для нас благодатной остановкой, которая побуждает нас к тому, чтобы мы подкрепили себя духовной пищей, получили наставления от Святой Церкви, которая, как чадолюбивая мать и наставница, предлагает нам наставления и в слове Божием, и богослужением, и предлагает также опыт тех людей, которые прошли поприще поста и оставили нам свои духоносные наставления.

Сегодня Святая Церковь предлагала нашему вниманию евангельское чтение из Евангелия от Марка, в котором повествуется об одном достославном событии евангельском, одном из многих тех чудес, которые совершил Господь во время Своего земного служения. Господь был в Капернауме — это небольшой город на берегу Тивериадского моря или озера. Господь зашел в дом один, и когда узнали жители этого города, что Господь находится в этом доме, то в большом множестве пришли сюда, теснились и в самом доме и даже за порогом было очень много людей — все желали услышать Господа, потому что, как говорит евангелист Марк, Господь обратился со словом. Правда, содержание этого наставления евангелист Марк не передает, но свидетельствует о том чудесном событии, которое совершилось. Люди, когда узнали о том, что Господь пребывает в Капернауме, принесли больного, «расслабленного жилами», как сказано в Евангелии, но не могли протиснуться сквозь плотную толпу, которая находилась и в доме и вне дома. Поэтому решили взобраться на кровлю (благо на Востоке кровли плоские, поэтому очень легко можно было забраться) и разобрать ее. Носившие расслабленного спустили этого человека прямо к ногам Спасителя. И евангелист говорит о том, что когда Господь увидел веру тех, которые принесли расслабленного, то сказал болящему: «Чадо! прощаются тебе грехи» (Мк. 2:5).

Были среди слушателей Господа не только простые люди, но и книжники, которые были весьма начитанные в ветхозаветном законе и считали, что они все знают, и поэтому в сердцах своих помыслили о том: что Он так богохульствует? только один Бог может прощать грехи (Мк.2:7) и на это Господь ответил: Что легче? сказать: прощаются тебе грехи? или сказать: возьми одр твой и иди домой? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — обратился к расслабленному и сказал: возьми одр твой и иди домой (Мк.2:9-11) Этот расслабленный, который в течение многого времени не мог даже встать, встал и пошел, как ему повелел Господь. И конечно, все удивлялись и прославляли Бога, потому что дотоле они ничего подобного не видели и даже не слышали о подобных делах чудных, которые совершал Господь.

Это повествование кратко, но оно весьма и назидательно. Святая Церковь, предлагая чтение этого евангельского отрывка, конечно, побуждает нас к тому, чтобы мы размышляли над содержанием его и прилагали к своей собственной жизни. Дело в том, что на основании того, что говорится в нынешнем евангельском чтении, видно, что болезнь, в которой находился расслабленный, явилась следствием его грехов, почему Господь и сказал: Чадо! прощаются тебе грехи. Это явное указание на то, что грехи были причиной того расслабления жилами, от которого страдал этот человек, принесенный друзьями к ногам Спасителя.

Грехи — это, действительно, то, что является причиной многих болезней, можно даже сказать — всех болезней: и телесных, и душевных. Потому что грех, как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов, это беззаконие, то есть нарушение или естественного закона, которым является совесть человека, вложенная в природу человека Самим Создателем и Богооткровенный закон, то есть Заповеди, которые даны в Священном Писании. Нарушение и того и другого закона является беззаконием по мысли и наставлениям апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

И мы знаем, конечно, из нашей практической жизни, что любой человеческий закон, если он нарушается, он предусматривает соответствующее или взыскание или наказание за те или иные преступления, за которые нужно наказывать виновника. Однако, из практики мы также и знаем, что не всегда бывает раскрыто преступление, а если даже есть подозреваемый, если не доказана его вина, то и наказание не последует. А вот что касается нарушения закона естественного, то есть требований совести и закона Богооткровенного, то — есть Заповедей, то наказание следует всегда, неизменно, рано или поздно. Потому что ничего нельзя скрыть от своей совести, а тем более нельзя ничего скрыть от всевидящего Господа.

Но, кроме того, дорогие братья и сестры, грех сам по себе уже носит соответствующую меру наказания. Почему? Да потому что, как говорит апостол Павел: «Грех — это жало смертное». Вот это «жало» вонзается и в душу и в тело человека и производит соответствующие самые неблагоприятные действия. Святой Иоанн Златоуст, следуя тому, что говорит святой апостол Павел, тоже говорит относительно того, что грех ранит человеческую душу, пуская смертоносный яд, который постепенно разъедает душу и делает ее расслабленной, не способной к тому, чтобы творить добрые дела. И поэтому грех является причиной всевозможных зол, которые следуют за грехом. Вот нужно сказать, что в Священном Писании Ветхого Завета через пророка Моисея Господь сказал, что за грехи отцов Он будет наказывать людей до третьего и четвертого поколений. На первый взгляд представляется, что это очень жестоко, тем более мы знаем, что юридический закон говорит относительно того, что дети не могут отвечать за грехи своих родителей, за преступления своих родителей. С юридической точки зрения — это все верно, однако, как уже мы отметили, грех сам по себе носит уже те или иные наказания для человека, потому что, как говорит святой апостол Павел, «это — смертоносное жало», «жало смерти». Вот почему грех сам по себе уже является наказанием и, конечно, мы должны знать, как учит Святая Церковь на основании того, что говорится в Библии, что грехопадение прародителей сказалось пагубным для всех потомков их, а потомки еще привнесли в то грехопадение, которое совершили прародители, и свои собственные грехи. И когда говорится в Священном Писании, что Господь наказывает до третьего и четвертого поколения, то это означает, что в самой природе человека, на генном уровне, вот эти грехи, которые совершали далекие предки, они сказываются, потому что они передаются невидимым образом, через человеческую природу. Мы этого не видим, мы этого не знаем, и если даже говорится, что через третье и четвертое поколение бывает наказание, то это может быть и в более далекой перспективе. Это связано с так называемой ДНК, и гены человека передают те негативные моменты, болезни, которые характерны были для далеких предков. Вот это мы должны знать, почему, собственно, грех является таким опасным духовным состоянием и для тела и для души и является причиной многих, если не всех, болезней телесных и душевных.

На примере обыденной жизни мы тоже можем знать относительно того, что, так называемые, плотские грехи сами по себе уже являются причиной многих заболеваний. Например, чревоугодие, чревоугодие очень опасно, потому что известно, что от умеренности еще никто не страдал, а вот от объядения многие страдали. Вспоминается один факт, есть повествование о том, что один весьма богатый человек, подобный тому, о котором говорится в Евангелии, который пиршествовал роскошно каждый день, так вот этот чрезмерно богатый человек ни в чем себе не отказывал: и в ястве, и в питии, но в какой-то момент почувствовал, что что-то не так в его жизни, какие-то боли начались у него ощущаться, и поэтому он обратился к опытному врачу. Врач не сразу определил его страдания, начал расспрашивать об образе его жизни, о том, как он питается, что он делает, как поступает и потом сказал: «Вам не достает одного», — «а чего же не достает?», — «второго желудка! Потому что то количество пищи, которое вы принимаете, не под силу переварить одному желудку». Но это еще мало сказано, потому что от объядения страдает не только желудок, но и многие другие внутренние органы человеческого организма.

Вот это очень важное такое замечание, которое свидетельствует о том, как опасно предаваться чревоугодию. То же самое касается винопития, употребления наркотиков. Очень много случаев есть того, что люди, которые подвержены этим недугам доводят себя даже до смертного состояния и умирают от того, что они неразумно поступают в отношении себя. То же следует сказать и о блуде, и прелюбодеянии — этих очень опасных недугах, которые могут привести к таким болезням, которые хуже всякого наказания. Но это только то, что касается лишь части тех страстей и пороков,которые приводят к самым неблагоприятным результатам.

И душевные недуги тоже очень опасны, такие, как гордость, тщеславие, самолюбие, властолюбие, зависть приводят человека ко многим пагубным последствиям и примеров таких множество.
Дорогие братья и сестры, мы имеем возможность размышлять об этом также и на основании того, что нам говорят святые отцы, духоносные писатели, обращаясь к которым мы можем почерпнуть необходимые для нас уроки и наставления. И поэтому, размышляя именно над тем, что говорит нам нынешнее Евангелие, мы должны понимать, что грех является причиной многих наших болезней и душевных, и телесных и поэтому нужно освобождаться от того, что угнетает нашу совесть, что противоречит требованиям Заповедей Господних.

Конечно, нужно прежде всего не допускать грехов, потому что, как святые отцы говорят, что наиболее целесообразна борьба с грехом тогда, когда он только зарождается, когда появляется только греховный помысел, вот его нужно отсечь, подобно тому, как и медицине: профилактика является более целесообразной чем лечение болезни, в особенности, застарелых болезней. Со страстями и пороками, которые укоренились, которые становятся второй природой человека, весьма трудно бороться, трудно весьма искоренять то, что стало достоянием природы человека.

Преподобный Симеон Новый Богослов, когда говорит о необходимости борьбы со грехом, то указывает на то, что прежде всего нужно «возненавидеть грех, потому что это весьма опасный враг человека». Но недостаточно только возненавидеть, нужно каяться в своих грехах пред Господом. Кроме того, нужно исповедать свой грех, то есть прибегать к Таинству Исповеди, чтобы вскрыть свои духовные недуги, свои гнойники греховные, чтобы их вскрыть и таким образом не допустить того, что может привести к самым непредсказуемым и пагубным последствиям. Но не только исповедать нужно свой грех, нужно стремиться к тому, чтобы испрашивать у Господа благодати бороться с теми грехами, в которых мы исповедуемся. Более того, нужно просить помощи Божией для того, чтобы совершать добрые дела, которые противоположны тем порокам и страстям и грехам, в которых мы раскаемся.

И вот только таким образом, соблюдая такую лестницу, такую последовательность в борьбе со грехами, можно достигнуть того нравственного совершенства, которое требует от нас Господь.

Будем же, дорогие братья и сестры, продолжать наше богомыслие и размышление над тем, к чему призывает нас нынешнее Евангелие и к чему призывают нас святые апостолы, святые отцы, которые преподают нам необходимые назидания относительно того, как мы должны жить в Боге и как мы должны исполнять Заповеди Господни и следовать при этом своему и внутреннему, естественному, нравственному закону совести.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
8 марта 2015 г.