Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Священное Писание постоянно говорит нам о том, что жизненный путь человека, направляемый ко спасению, бывает всегда многотрудным, потому что очень много скорбей, испытаний, искушений встречает человек на этом пути. И поэтому, с помощью Божией, с помощью Божественной Благодати человек должен преодолевать все эти препятствия.

Сам Господь наш Иисус Христос, заповедуя молиться Своим последователям, дал и образец молитвы, которую мы постоянно читаем и за утренними и за вечерними молитвами, а за Божественной литургией едиными устами и единым сердцем воспеваем эту молитву, обращаясь к Господу об исполнении тех прошений, которые содержатся в этой молитве.

Среди прошений, которые содержатся в этой молитве есть и такое прошение: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Это прошение имеет очень важное значение, так же, как и другие, конечно, но они обращают наше внимание на то, что в нашей жизни есть искушения от диавола или от лукавого. Конечно, искушения могут быть самыми различными, потому что не только злая сила воздействует, хотя она невидимо действует, но мы не всегда это замечаем. Искушения и испытания могут быть и от окружающих нас людей, от обстоятельств нашей жизни, да и от нас самих, в особенности тогда, когда мы пребываем в беспечности, в лености, забываем о том, что должно быть единым, главным на потребу в соответствии с тем, что заповедал нам Господь. Поэтому эти искушения бывают очень часто, хотя мы не всегда обращаем внимание на них.

Святой апостол Петр в своем соборном послании, обращаясь к христианам, говорит о том, что необходимо «бодрствовать и трезвиться», потому что «противник наш — диавол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Конечно, это образное выражение, но оно указывает на то, что таится духовная опасность, если человек не бодрствует и не внимает тому, что происходит в его собственной душе, что происходит вокруг него, если он неправильно реагирует на свои отношения к ближним, на те события, которые происходят вокруг него. Поэтому, естественно, он может и не замечать вот этого воздействия врага рода человеческого.

Сегодня, дорогие братья и сестры, евангелист Лука поведал нам об одном событии, которое тесно связано с тем, о чем мы начали беседовать. Господь, как всегда, проповедовал, и в данном случае, как повествует евангелист, Он отправился в страну Гадаринскую, которая находится на противоположном от Галилеи берегу Генисаретского озера. Там встретил Его человек, который в течение многих лет страдал от беснования, потому что многие бесы вселились в него. И вот этот человек, в которого духи злые вселились, почувствовал присутствие Сына Божиего и обратился ко Господу: «Что Тебе до меня, Иисусе, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя: не мучь меня!» Да, действительно, этот несчастный почувствовал мучение, потому что бесы не давали ему покоя. В течение многих лет он был гоним бесами в пустыню, не одевался, даже когда его сковывали железными путами — он разрывал — вот такая была сила супротивная, находящаяся в нем, что даже железные оковы не помогали, и он был гоним в пустыню и не жил в жилищах среди других людей, а во гробах, то есть не было у него постоянного места пребывания, а был гоним по всем местам окрестным. И вот Господь спросил его: «А как твое имя?» и услышал в ответ: «Легион». Почему «легион»? «Легион» — это понятие, которое говорит о том, что — это множество. И, действительно, множество бесов вселилось в этого человека, поэтому он так тяжко страдал. Бесы возопили и просили Господа, чтобы Он не отправил их в бездну преисподнюю. Здесь паслось стадо свиней, и Господь повелел войти бесам в свиное стадо, и оно немедленно устремилось к берегу Генисаретского озера и погибло в этом озере, а бесновавшийся освободился от тяжкого недуга и стал беседовать с Господом, и Господь с ним. А пасущие свиней, когда увидели это событие — устрашились, потому что, конечно, они должны были нести ответственность за свиное стадо перед хозяевами, и поэтому они побежали в город и сообщили о том, что случилось. И жители города тоже пришли и увидели, что человек, которого они знали как бесновавшегося, который никогда не одевался, а тут он сидел у ног Спасителя одетый и, как сказано, «смыслящий», то есть, в здравом уме, в здравом разуме, и тоже ужаснулись от этого и, конечно, от того, что они потеряли свое стадо свиное. Поэтому они, устрашившись, просили Господа, чтобы Он удалился от них, а тот, который освободился от беснования, просил Господа, чтобы Он разрешил ему остаться с Ним, но Господь сказал ему, чтобы он возвратился в дом свой и возвестил в городе о том, что сотворил с ним Бог.

Вот таково евангельское повествование, которое нам напоминает именно о том, что злая, супротивная сила действительно действует и что вот такое беснование, одержимость бесовская может иметь место в жизни тех людей, которые не заботятся о своей жизни, о своем жизненном пути, надлежащим образом не осуществляют то, что надлежит делать каждому человеку. Но это с одной стороны. С другой стороны мы видим, что здесь свидетельство об одном из тех великих чудес, которые сотворил Господь. Здесь есть и еще наставления от того, как поступили жители города — они просили Господа удалиться вместо того, чтобы наоборот, как это было в Самарии, когда жители города после того, как Господь беседовал с самарянкой, пригласили Его, и Господь с ними беседовал, наставлял их в истине Божественной. А гадаринские жители, наоборот, отвергли Господа, хотя видели, что это великое чудо, что не простой человек перед ними, что с этим человеком нужно поближе познакомиться и говорить с ним и услышать Его слово. Но они отвергли Его и просили удалиться, причем немедленно. Господь, как сказано, переправился на другой берег Генисаретского озера, оставив этих неблагодарных жителей, которые даже не поблагодарили Его за то, что освободил их соплеменника,человека, который был близок к ним, которого они знали. Не поблагодарили Господа за избавление от тех тяжких мучений, которые они наблюдали в течение многих лет. И, конечно, вот эта неблагодарность и вот это отвержение жителей гадаринской земли должно напоминать нам о том, что мы должны всегда с благодарностью относиться ко всему, что бывает в нашей жизни, потому что Господь, даже если и кого-то наказывает, то по Своей милости, по Своему милосердию, для того, чтобы мы внимая к тому, что происходит с нами, стремились к покаянию, к исправлению своей жизни и всегда были благодарны Богу «на всякое время и на всякий час», как говорится в одной из тех молитв, которые мы произносим, с которой мы обращаемся ко Господу.

Конечно, это евангельское повествование нам напоминает или побуждает обращаться и к другим местам Священного Писания, где говорится о том, что не только Господь изгонял бесов, но и святые апостолы тоже совершали такие чудеса. Евангелие нам говорит о том, что, когда Господь посылал Своих учеников для того, чтобы они возвещали Истину жителям Палестины и после того, как они возвращались к Господу и радовались тому, что и бесы повинуются им, то есть, это свидетельство того, что святые апостолы тоже изгоняли нечистую силу из людей. Мы знаем также и из жизни святых угодников Божиих, по молитвам которых тоже совершались подобные чудеса. Известно, например, из жития преподобного Серафима Саровского, когда один человек, страдавший в течение тридцати лет от беснования, прикоснулся к мощам преподобного Серафима, то освободился от этого недуга. И таких повествований в житиях святых угодников Божиих очень много. Это свидетельствует и том, что нужно обращаться всегда ко Господу, к святым угодникам для того, чтобы не допустить себя до такого состояния, когда злая сила действует в человеке, а эта злая сила действует посредством пороков и страстей, которые очень часто примешиваются к естеству человеческому из-за беспечности, из-за лености, из-за неразумия, и поэтому эти пороки и страсти, как скважины в душе, позволяют входить супротивной силе и действовать на внутреннее состояние человека и на внешнее его поведение. Все это говорит также и о том, что зазорная жизнь, жизнь беззаконная способствует тому, что человеком обладает злая сила в виде страстей и пороков, греховных намерений, желаний, стремлений и греховных действий. В частности, святитель Иоанн Златоуст говорит, что «если человек по своей жизни уподобляется свиньям, то он не только бывает одержим бесами, но и ввергается в бездну греховную». Это святоотеческое свидетельство очень точно и ярко указывает на то, что может происходить с человеком, если он пребывает в беспечности, если он не заботится относительно своего поведения, своих поступков, всей своей жизни, не контролирует свои мысли, желания и стремления.

Так, дорогие братья и сестры, внимая тому, что нам говорит слово Божие, что нам говорят святые отцы, примеры из жизни святых, будем стремиться к тому, чтобы не допускать в себя греховного начала или греховных помыслов, которые потом, разрастаясь становятся и худыми привычками, и злыми намерениями, и злыми стремлениями. От этого всего нужно освобождаться для того, чтобы жить праведно и благочестиво. Святой апостол Павел, как мы слышали сегодня, в одном из своих апостольских посланий, посланий к Ефесянам, в шестой главе этого послания говорит о том, что «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы», и поэтому христиане, говорит он, должны облечься во всеоружие Божие: взять щит веры, меч обоюдоострый, который есть слово Божие и, вооружившись вот этим оружием Божиим, стремиться к тому, дабы не допускать, чтобы враждебные стрелы лукавого вонзались в наши души.

Действительно, дорогие братья и сестры, нам всегда нужно держать наготове и «щит веры» и духовный меч для того, чтобы противостоять супротивной силе.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
9 ноября 2014г.