Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый раз, когда совершается Божественная литургия, мы слышим обращение к нам Самого Господа и Спасителя нашего, Который вещает нам Свою Святую волю со страниц Святого Евангелия. И ныне мы слышали евангельское повествование, которое нам говорит о том, как Господь, совершая Свое земное служение ради спасения всего рода человеческого, находился в одной из синагог. В это время там молилась женщина, которая в течение восемнадцати лет не могла разогнуться — она была согбенная. Вот в таком жалком состоянии она, тем не менее, приходила в синагогу для того, чтобы и молитву там вместе со всеми совершить, и послушать чтение Священного Писания и его изъяснения — таков был обычай у древних евреев, которые в синагогах предлагали чтение слова Божия и его толкование. В это же время совершалась там также и молитва. Господь увидел эту несчастную женщину, подозвал ее и сказал ей: «Женщина, освобождаешься ты от недуга твоего» и возложил на нее руки, и женщина выпрямилась и стала славить Бога. Увидел это начальник синагоги и вознегодовал. А по какой причине он проявил такое негодование, а потому что, как он думал, этим Господь нарушил субботний покой тем, что Он возложил руки на эту больную женщину. И начальник синагоги, как бы досаждая Господу, но, обращаясь к народу, стал говорить: «Есть шесть дней (из семи дней) недели, в которые можно приходить и исцеляться, но не в день субботний», Господь на это сказал начальнику синагоги: «Ты — лицемер, разве каждый из вас в субботний день не отвязывает вола своего или осла от яслей и не ведет ли он для того, чтобы напоить водой, а вот эта женщина — дочь Авраама, которую в течение восемнадцати лет в узах держал сатана не надлежало в день субботний исцелить?» И завершается евангельское чтение свидетельством о том, что «все противящиеся Господу стыдились». Это указывает на то, что не только старейшина синагоги негодовал против Господа, но были и его единомышленники, которые таким же образом отрицательно отнеслись к чуду исцеления согбенной женщины, а все другие радовались, прославляя Господа за те великие дела, которые Он совершал. И это говорит о том, что здесь были и многие из тех, кто сопровождал ранее Господа, которые видели и другие Его многие чудеса, которые Он совершал.

Итак, дорогие братья и сестры, это краткое повествование, которое, конечно должно свидетельствовать прежде всего и великих чудесах Божиих, которые совершал Сам Господь. Но, кроме того, евангельское чтение мы должны прилагать к своему сердцу, к своей душе, к своему духовному состоянию, для того, чтобы извлекать необходимые уроки, духовную пользу, духовную пищу, которой мы должны питаться постоянно, потому что слово Божие, как и молитва — это духовная пища, которой укрепляем наши души, сердца и телеса для того, чтобы совершать богоугодные дела.

Так вот, мы, прежде всего, должны обратить внимание на женщину, которая пришла в синагогу: она была в таком жалком состоянии -согбенная- она не могла выпрямиться и, конечно, ей трудно было приходить в синагогу, но она это делала, и молилась Богу и слушала слово Божие вместе с другими. О чем это должно нам говорить? — О том, что мы должны преодолевать свои недуги для того, чтобы посещать храм Божий, вместе со всеми молиться в храме, слушать слово Божие, внимать Божественному глаголу для того, чтобы питать и свои души, и сердца и стремиться к тому, чтобы извлекать из того, что мы слышали, из того, что Господь нам говорит, необходимые уроки для нашей повседневной жизни. Мы должны пямятовать о том, что слово Божие, которое мы слышим здесь, и молитва общая должны укреплять нас в том добром намерении, которое мы имеем для того, чтобы шествовать по пути спасения и нравственно совершенствоваться, достигать того, к чему призывает нас Господь.

Кроме того, вот эта согбенная женщина является символом человека грешного. Почему? — Да потому что, если физически человек слаб и вот он таким образом, будучи согбенным, преодолевает свой недуг, а в духовном плане человек носит тяжкое бремя. Мы этого не замечаем, человек прямостоящий и прямоходящий, но за плечами у него тяжкая ноша грехов, которая тянет вниз, которая устремляет человека к тому, чтобы он не горе возводил свои духовные взоры, а пресмыкался в сугубо земных, плотских интересах. И вот этот образ должен нас побуждать к размышлениям о том: а не являемся ли мы согбенными под тяжестью мелких, подчас повседневных грехов, которые подобно песку и пыли, и мелким камешкам наполняют нашу ношу, а мы не видим ее, потому что это делается привычным, если касается обычных, повседневных грехов. Мы не замечаем их и, даже если и каемся, то снова и снова наполняем, а не опустошаем свой мешок, который за спиной, который постоянно наполняется из-за того, что мы повторяем те же грехи, в которых каемся.

Господь совершил исцеление в субботу. По представлениям ветхозаветных евреев — это нарушение субботнего покоя, так, по крайней мере, считал старейшина синагоги. Но Господь совершил, тем не менее, вопреки вот таким неправильным представлениям о том, что в субботу вообще ничего нельзя совершать, хотя Господь обличил этого старейшину, что он по отношению к скоту своему был более милосерден, чем по отношению к этой несчастной женщине. И Господь поэтому Своим примером указывает на то, что для добрых дел не может быть каких-либо преград, что дела Божии, добродетели можно и нужно совершать во всякое время и на всякий час, потому что к тому должна побуждать христианская любовь, которая не должна иметь каких-либо преград. Никакие предрассудки, никакие представления о том, что может мешать добродетели, не должны вмешиваться в это благое дело. Каждый человек должен находить для себя возможности применить для себя и силы, и старания, и средства, и слово, и дело для того, чтобы оказать помощь нуждающимся людям.

И, конечно, то милосердие, которое проявил Господь по отношению к больной женщине, должно побуждать нас к делам христианского милосердия. Тем более, что и из истории христианской Церкви мы знаем, что христиане, даже в самое жестокое время гонений, оказывали помощь тем, кто нуждался, не только своим единоверным братьям и сестрам, но и язычникам, которые попадали в какую-либо беду, стихийные бедствия или когда были эпидемии страшные, и сами язычники отказывались даже самым близким своим, родным людям оказывать помощь, а вот христиане это делали, потому что к этому их призывал христианский долг. Это они ощущали, это они понимали и, конечно, всегда стремились к тому, чтобы во Имя Господне всегда совершать добрые дела.

Будем же, дорогие братья и сестры, внимая тому, что нам говорит слово Божие относительно оказания помощи нуждающимся людям, стремиться к тому, чтобы осуществлять все это, потому что к этому призывает нас Сам Господь.

Сегодня святой апостол Павел в Послании к Ефесянам напоминает нам о многих христианских добродетелях и в тоже время говорит, что «мы должны дорожить временем». Как мы можем дорожить временем? Мы будем дорожить временем, если не будем попусту проводить время, а будем заниматься тем, что исполнять волю Божию благую и совершенную и совершать те добрые дела по отношению к окружающим нас людям, к которым призывает нас Сам Господь.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
7 декабря 2014г