Проповедь в Неделю 5-ю Великого Поста

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Кто хочет быть большим среди вас, да будет тем слугою, кто хочет быть первым, пусть будет всем рабом (Мк 10:43-44). Этими словами, дорогие братья и сестры, которые мы слышали из нынешнего евангельского чтения, Господь пресекает всякое стремление к тому, чтобы быть первым или большим среди других, потому что в основе корня этого стремления лежит гордость, тщеславие, честолюбие, властолюбие и многие другие грехи. Потому что человек в данном случае чаще всего руководствуется своекорыстными расчетами для того, чтобы получить или какие-то средства от людей, над которыми простирается его власть или же какие-то другие выгоды. Поэтому Господь пресекает всякое стремление к тому, чтобы быть над всеми, над другими, ставить себя выше других, считать себя лучше других. И нужно сказать, что такие стремления были присущи даже ближайшим ученикам Господа — святым апостолам, потому что, как явствует из нынешнего евангельского чтения, именно самые близкие ко Господу апостолы, братья Зеведеевы Иаков и Иоанн, обратились ко Господу с тем, чтобы даровал Он им то, что они хотят, а именно «сесть по правую и по левую сторону в славе Его».

Нынешнее евангельское чтение из Евангелия от Марка повествует нам о том, что Господь вместе со Своими учениками отправлялся в Иерусалим. И Он говорил ученикам: вот мы восходим в Иерусалим и Сын Человеческий будет предан первосвященникам и книжниками, и осудят Его на смерть, и предадут язычникам, и поругаются над Ним и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк.10:33-34). Именно в этих обстоятельствах, когда Господь говорил о предстоящих страданиях, апостолы думали не об этом, а о том, чтобы им получить какие-то преимущества перед другими апостолами.

На первый взгляд представляется, что в этой просьбе, «сесть по правую и левую сторону во Славе», нет ничего такого предрассудительного, потому что они просили Учителя, Который благоволил ним, показывал им славу Свою на горе Преображения вместе с апостолом Петром, именно только братья Зеведеевы Иаков и Иоанн были там на горе и видели славу Господню, Его Преображение. И в других ответственных случаях, самых знаменательных евангельских событиях они принимали участие, тогда как другие апостолы не удостаивались этого. И поэтому, конечно, можно было думать, что ничего такого предрассудительного нет, но в самих обстоятельствах, в которых апостолы обратились к Господу с такой просьбой, свидетельствует о том, что они вовсе не помышляли о тех страданиях, которые ожидают Господа, а о славе, и, наверное, больше о славе своей, потому что именно во славе Господа они хотели сесть по правую и по левую сторону. А это означает, что они хотели разделять власть, которая, как они полагали, будет дана Господу после Его славного Воскресения. Конечно, апостолы были в плену тех представлений, которые были характерны для их соплеменников и современников, потому что многие думали, что Христос явится как царь, как освободитель от римского владычества, и поэтому мы знаем, что когда Господь входил в Иерусалим, вход Господень совершался, то все кричали: «Осанна! Сыну Давидову», то есть намекали на то, что именно Христос, как потомок Давида, воцарится в Святой земле и будет царствовать и освободит народ богоизбранный от римского владычества. И апостолы, конечно, тоже имели такие представления, не чужды были таких слабостей, поэтому они и думали, что, действительно, Христос будет во славе и будет Царствовать в Святой земле, высвобождая эту землю и народ Свой богоизбранный от ига римского. И Господь поэтому сказал апостолам: не знаете, чего просите (Мк :38) В самом деле они не понимали того, что предстоит претерпеть Господу, несмотря на то, что Господь неоднократно об этом говорил, они об этом и не думали, потому что они видели как Господа прославляют, когда Он идет из селения в селение. Многие люди окружают Его, большие толпы народа внимают Ему, видели те великие чудеса, которые совершал Господь, в том числе и воскрешение умерших, изгнание бесов, исцеление от самых тяжких и неизлечимых болезней — все это апостолы видели, поэтому они думали, что вот так в славе пройдет дальнейшая земная жизнь Господа. Но Господь им сказал: не знаете, чего просите, а святые апостолы, остальные десять апостолов, когда услышали о просьбе Иакова и Иоанна, вознегодовали на них. А Господь, чтобы вразумить и этих двух апостолов Иакова и Иоанна и остальных десять, сказал: среди людей есть князья, которые властвуют над народом и вельможи, которые управляют ими. Но среди вас не должно быть так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом(Мк10:43-44). Ведь и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою за искупление многих. Вот Господь указал, что Он пришел не для того, чтобы Его прославляли, не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы послужить избавлению людей от власти и тирании диавольской. И поэтому Он указал на Свой пример, который должен быть всегда в памяти святых апостолов.

Святой апостол Павел говорит о том, что не нужно христианам — последователям Господним иметь какие-либо любопрения, но со смиренномудрием считать других выше себя. Это в соответствии с тем, что сказал Господь Своим двенадцати апостолам вот в этот знаменательный момент, когда Он направлялся в Иерусалим принять крестную смерть во искупление всего рода человеческого. Вот это наставление святого апостола Павла говорит о необходимости именно смиренномудрия, то есть той добродетели, которая не позволяет гордиться, кичиться, тщеславиться, стремиться к властолюбию, к первенству, к тому, чтобы возвышаться над другими, властвовать над другими людьми, но в смирении совершать дело своего спасения.
Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны тоже стремиться к тому, к чему призывает святой апостол Павел, к тому, что говорит нам Сам Господь, заповедуя о том, что необходимо не возвышаться, не стремиться к тому, чтобы кто-то нам служил, а нужно заботиться о том, чтобы самим служить нашим ближним по примеру Самого Господа и Спасителя нашего.

И в этом отношении, конечно, нам являют пример те же самые апостолы: до того, как они облеклись силою свыше, до того, как они получили Святаго Духа в день сошествия Его на них они действовали так же, как и их современники и соплеменники, а вот, когда они облеклись силою Святаго Духа, силою свыше, они, действительно, проявили вот такое жертвенное служение и считали, что самое главное в их жизни — это служить Господу и ближним ради Господа и во славу Господню.

Тот же пример являет нам и Преподобная Мария Египетская, память которой мы совершаем сегодня. Одна жизнь была у нее до того, как она обратилась ко Господу — она пребывала в тяжком грехе и не думала об исправлении. Но сила Божия, которая воспрепятствовала ей поклониться Животворящему Кресту Господню, заставила ее задуматься. Она обратилась к Божией Матери с покаянием и тогда, когда услышала внутренний зов к тому, чтобы она совершила дело покаяния, исправления своей жизни и перешла через Иордан в пустыню и там совершала свой подвиг в самых суровых условиях пустыни.

Мы, дорогие братья и сестры, тоже перешли в жизни свой Иордан, когда приняли Крещение. И мы, таким образом, как бы определили границу «до Крещения» и «после Крещения», подобно тому как это сделала Преподобная Мария Египетская, потому что после Крещения мы призываемся жить в святости и преподобии, исполняя святую волю Божию.

Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться именно к тому, чтобы перейдя свой Иордан и определив границы, должны жить только свято и непорочно, служа Господу и ближним нашим во славу Божию.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
29 марта 2015г.