Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. (26.07.2015)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:4-5). Так, дорогие братья и сестры, нам говорит Сам Господь в Своих Заповедях. И особенно необходимо обратить внимание, в связи с Евангельским чтением нынешнего дня, на заповедь, в которой говорится: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Каждому человеку из его личного опыта известно, что такое голод, что такое жажда. Однако, только тот человек, который в течение длительного времени не имел возможности утолить голод, и долго страдал от жажды, понимает цену и хлеба, и воды. Но жажда физическая и голод физический – это не то, о чем говорит нам ныне Господь. Потому что «алчущие и жаждущие правды» совсем о другом помышляют: не о хлебе, не о воде, а о духовных, непреходящих ценностях. И об этом еще пророк Давид говорил: «Жаждет душа моя, Тебя, Господи и плоть моя стремится к Тебе, потому что я нахожусь в земле пустой, бесплодной и безводной»(Пс.62:2) — так говорит пророк Давид, когда он находился в пустыне Иудейской. Иудейская пустыня не предоставляла возможности в тени укрываться от зноя дневного, и пророк Давид испытывал и голод, и жажду, пребывая в этой пустыне. Но он преодолевал эти свои чувства, потому что жажда духовная была превыше, чем жажда физическая.
О том же нам говорит и нынешнее Евангельское повествование. Евангелист Матфей говорит относительно того, что Господь находился в пустынном месте, Он уединился для молитвы Богу Отцу, но люди узнали о том, что Господь находится в этом уединенном месте и решили нарушить Его покой и приблизиться к Нему, и сошлись, как сказано в Евангелии, со всех городов прямо ко Господу. Господь вышел к ним навстречу, увидел множество людей, сжалился над ними и исцелил многих болящих, которые были среди этой громадной толпы людей, которая пришла в пустынное место.
Чем же руководствовались эти люди, которые пришли ко Господу? Они, конечно, имели жажду духовную, стремились к тому, чтобы слышать слово Божие. В течение всего дня Господь наставлял их, исцелял болящих. Хотя не сказано сколько больных Господь исцелил, о чем говорил Господь в пустыне, но известно из Евангельского повествования, что люди находились в пустыне до самого вечера. И апостолы, наверное, видели, что среди тех, которые находятся в пустыне, страдают от голода и от жажды, поэтому они просили Господа, чтобы Господь отпустил людей, дабы они пришли в близлежащее селение и там приобрели для себя необходимое пропитание и воду. Но Господь им сказал: «Дайте им есть вы», на это апостолы ответили, что у них нет ни хлеба, ни других продуктов, а имеется только пять хлебов и две рыбы, что, естественно, не достаточно для многих тысяч людей, которые пришли в пустыню. Господь взял в руки эти и хлебы, и рыбы, благословил, возведя очи на небо, дал апостолам, а апостолы дали людям. И насытились все, и даже остались остатки: двенадцать коробов набрали остатков того, что осталось от напитания людей. Все насытились. А было около пяти тысяч мужей, кроме женщин и детей. Нам апостол не говорит, сколько было женщин, сколько было детей, наверное, было не меньше пяти тысяч. И можно себе представить, какое это множество людей, если, например, в городе нашем проживает примерно около двадцати двух тысяч, вот половина пришли в пустыню ко Господу. О чем это говорит? Это говорит о том, что Господь привлекал людей, но и люди сами ощущали духовную жажду, чтобы получить соответствующее наставление, исцеление в своих недугах. А если мы посмотрим, сколько людей приходит к нам в храм, наверное, и сотой части жителей города не приходит в храм, чтобы прославить Воскресшего Господа. Вот таково сравнение жажды духовной тех людей, которые пришли ко Господу в пустынное место и там испытывали голод и жажду с теми, кто приходит в храмы Божии, не испытывая таких недостатков, не скорбят от голода и от жажды.
Да, дорогие братья и сестры, эти сравнения не в нашу пользу. Но мы должны также помнить и о том, что Господь говорит, «Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся»(Мф.5:4). О какой правде говорит Господь? Мы в обыденной жизни применяем слово «правда», но то слово, которое мы употребляем имеет совсем иной смысл, чем тот, который имеется в Божественном откровении. Правда, о которой Господь – это Божественная истина, непреложная истина, потому что правда человеческая имеет относительное значение: одни считают правдой одно, другие считают правдой другое, а неизменная правда – это Божественная истина, к которой нужно стремиться для того, чтобы в свете ее осуществлять свой жизненный путь.
Правда в Священном Писании имеет очень глубокое значение, глубокий смысл, потому что по отношению к Богу, правда означает Божественную справедливость, высочайшее правосудие Божие, которое ни в какое сравнение не может с идти с понятием о человеческом правосудии, потому что Божие правосудие сорастворено с милосердием по отношению к человеку, и поэтому правда означает и оправдание человека, то есть Господь по Своей милости оправдывает человека, дает ему возможность жить праведно. В отношении самого человека правда означает личную праведность, то есть человек должен стремиться к тому, чтобы жить по правде Божией, в соответствии с Божественной истиной, которую он должен знать, должен воспринимать.
Вот, дорогие братья и сестры, то, что нам говорит ныне Священное Писание, к которому мы должны постоянно прилагать внимание для того, чтобы осуществлять надлежащим образом свой жизненный путь.
Итак, дорогие братья и сестры, будем стремиться к тому, чтобы жить по правде Божией, жаждать правды Божией, потому что только она дает полное духовное насыщение и удовлетворение всех духовных потребностей.
Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

25.07.2015