Проповедь в Неделю мясопустную и Праздник Сретения Господня (15.02.2015)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Нынешний праздник, который именуется Сретением Господним, тесно связан с событиями далекого времени, с Ветхим Заветом и с Новым Заветом, а также и с нашей повседневной жизнью. Почему? А потому что то событие, которое произошло на заре Нового Завета, соединено с воспоминанием тех чудес, которые сотворил Господь в давно прошедшие времена в Ветхом Завете, когда богоизбранный народ исходил из Египта. Фараон долгое время не отпускал богоизбранный народ, пока не наступило время испытаний для египтян, когда были ниспосланы десять казней и последняя из них — это истребление первенцев египетских. И вот воспоминание этого события для того, чтобы потомки помнили, каким чудесным образом Господь извел богоизбранный народ от рабства египетского. Было установлено совершать посвящение первенца Богу для того, чтобы из рода в род передавалось это славное событие, которое послужило основанием для этого обряда, который совершался в Ветхом Завете.
Если мы внимательно слушали то, что читалось вчера вечером за всенощным бдением, то должны были слышать, что прочитывались части священных книг Исход и Левит. Вот в книге Исход как раз повествуется об исходе богоизбранного народа из Египта и об установлении обряда посвящения первенцев Богу. С этой целью, как говорится в книге Левит, надо было в сороковой день совершать это посвящение, принося положенные жертвы.
Господь не нуждался в том, чтобы Его посвящали как обычных первенцев, не нуждался в том, чтобы приносили за Него жертвы. Но, во исполнение ветхозаветного закона, это было совершено, потому что, как потом говорил Господь, Он пришел не для того, чтобы разрушить закон, но чтобы исполнить его (Мф.5:17).
В связи с тем событием, которое послужило основанием для праздника Сретения Господня, в нашей Православной Церкви совершается воцерковление в сороковой день, как и в Ветхом Завете. Но здесь имеется совершенно иной смысл, хотя то же речь идет о посвящении тех, которые получили Крещение, сподобились Благодати Крещения, воцерковляются.
Святитель Иннокентий Херсонский в одной из своих проповедей, которая была произнесена на праздник Сретения Господня, напоминает об этом и, обращаясь ко всем христианам, в том числе и к самому себе, говорит: «вспомни в этот день, в праздник Сретения Господня, как ты был еще в младенчестве принесен в храм Господень, как священник взял тебя на руки, когда произносил слова «воцерковляется раб Божий (такой-то)», посреди церкви воспоет Тебя. И в настоящее время произносится:«воцерковляется раб Божий во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» и приносится младенец к алтарю для того, чтобы засвидетельствовать, что вот этот человек с «младых ногтей», как говорится, был посвящен Богу.
К сожалению, дорогие братья и сестры, мы не всегда помним о том, что мы посвящены Богу, что мы через своих восприемников и родителей дали обещание Богу служить Ему в правде и истине. И поэтому праздник Сретения Господня должен всем нам напоминать, по мысли святителя Иннокентия Херсонского, напоминать о том, что было совершено при Таинстве Крещения и во время Чина воцерковления. Тогда мы посвящались Богу и давали обещание служить Ему соответствующим образом. Если мы посвящены Богу, то мы должны жить в правде и истине, и должны помнить о том, что должны дать ответ пред Богом за то, насколько мы осуществляем те обещания, которые были даны в то время.
Святая Церковь, совершая праздник Сретения Господня, ежегодно побуждает нас к тому, чтобы мы вспоминали о тех обетах и помнили, что мы должны дать отчет за все то, что мы совершаем после того, как совершено было воцерковление наше.
Сегодня, в Неделю мясопустную, читается Евангелие, которое напоминает о том, что мы должны будем дать отчет Богу. Конечно, время второго Пришествия Господа, о чем нам говорит Евангельское повествование, которое читалось нами сегодня, нам не известно. Во Славе придет Господь второй раз в этот мир для того, чтобы после всеобщего воскресения совершить Суд над всем человечеством. И каждый человек должен быть готов к тому, чтобы дать пред Богом ответ. Мы все под Богом ходим и не знаем когда Господь призовет нас к Себе. А Господь говорит, что необходимо совершать добрые дела. Господь, как сказано в Евангелии, поставит по правую сторону праведников, говоря придите и наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира(МФ.25:4), потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я искал приюта, и вы пригласили Меня в свой дом;Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня(Мф.25:35-36). Праведники спросят: «Когда же мы, Господи видели Тебя?», а Господь скажет им: «поскольку вы это сделали братьям Моим, то сделали и Мне». Господь говорит, что все люди являются Его братьями, поэтому, если мы уничижаем окружающих нас людей, если мы не оказываем помощи нуждающимся, то мы не обращаем внимания на братьев Самого Господа, то есть на тех людей, которые должны быть братьями и сестрами нам самим.
Поэтому, дорогие братья и сестры, и праздник Сретения Господня и Неделя мясопустная, в которую читается Евангелие о Страшном Суде, должны побуждать нас к тому, чтобы помнили мы свои обещания перед Господом о том, что мы будем жить в правде и что мы будем милосердными, как призывает нас Господь ныне через Свое Евангелие от Матфея. В чем, да поможет нам Господь по Своей милости и человеколюбию.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

15.02.2015 года