Проповедь в Неделю о блудном сыне

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною(1Кор.6:12)

Снова и снова, дорогие братья и сестры, в этот воскресный день, который именуется Неделей о блудном сыне, мы слышим эти апостольские слова, которые две тысячи лет тому назад были обращены коринфским христианам, а с тех пор они возвещаются всем верующим. Ныне мы также слышали притчу о блудном сыне. Таким образом, и апостольское чтение, и чтение евангельское от Луки напоминает нам о том, что человек создан со свободной волей, он создан разумным существом, который может распоряжаться своей жизнью и направлять свою жизнь по тому или иному пути, который он сам добровольно избирает. Но святой апостол Павел предупреждает: «Все мне позволительно, но не все полезно». Почему святой апостол Павел так говорит? Можно было бы подумать, что если «все позволительно», то апостол Павел призывает к тому, чтобы все было дозволено человеку, но на самом деле это далеко не так, потому что апостол говорит в данном случае, имея ввиду, что поскольку человек является разумным существом и наделен Самим Господом образом Божиим и свободной волей должен понимать, что ему полезно, а что ему вредно и не только ему самому, но и окружающим его людям.

«Все мне позволительно, но не все полезно», — говорит святой апостол Павел, имея ввиду, что мы из дозволенного должны выбирать только полезное. Полезное, потому что Господь создал человека для того, чтобы он разумно пользовался всем тем, что предоставлено было в его распоряжение. Именно, пользовался, то есть употреблял с пользой для себя, а не во вред. Но греховный человек очень часто не следует этому мудрому и весьма важному правилу жизни. Греховный человек естественные свои потребности превращает в противоестественные, не знает меры, он объедается и упивается и, таким образом, становится рабом того, чему служит. И, поэтому он порабощает свою свободную волю, потому что подчиняется низменным своим, самым низменным своим побуждениям и инстинктам. Поэтому святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», то есть в позволительно мы должны выбирать полезное, а в полезном тоже должны знать определенную меру, потому что, как говорит святой апостол Павел: «ничто не должно обладать мною». Если человек чем-либо увлекается, если какие-то приоритеты сугубо материальные у него имеются, то, естественно, он всецело поглощается этими интересами, этими предметами материального мира, в них видит смысл и значение своей жизни и, таким образом, он не свободно распоряжается направлением своей жизни, а всецело устремляется к тому, что является для него маммоной, кумиром или идолом, которому он поклоняется как божеству.

И евангельское повествование, в котором предлагается нашему вниманию притча о блудном сыне, тоже нам говорит о том, что очень пагубно человеку увлекаться чем-либо, когда человек подменяет истинную свободу на произвол. Из притчи о блудном сыне мы видим, что у отца было два сына, а младший из них, который, конечно, еще не имел достаточного жизненного опыта, попросил у отца, чтобы он разделил имение и отдал причитающуюся ему часть. Старший сын не просил этого, а младший попросил, и отец дал ему такую возможность. Через некоторое время, когда он получил имение, он ушел в далекую страну, далеко от отца, чтобы никакого контроля или надзора со стороны отца не было, но жил там распутно и поэтому расточил все свое имение и стал голодать. И только тогда он пришел в себя и решил возвратиться в дом отчий.
Это бывает с каждым грешником, который отрывается от дома своего Отца и, таким образом, удаляясь от Господа, пребывает в далекой стране греховной, в которой всецело предается тем греховным увлечениям, которые властвуют над ним. Человек, таким образом, теряет свою свободу вместо того, чтобы, действительно, жить свободно, благоразумно.

Очень часто, дорогие братья и сестры, люди уподобляются рыбакам, которые оторвались на льдине от припая и только впоследствии замечают ту опасность, в которой они оказались. Они всецело были заняты ловом рыбы и поэтому не заметили ни трещины, ни то, что полынья расширялась, ни то, что льдина оторвалась, и эти люди только тогда, когда начала крошиться та льдина, на которой они находятся, увидели в какой страшной опасности они находятся.

Точно так же бывает с человеком грешным. Человек, когда отрывается от Господа из-за своих грехов, своих грехопадений, он удаляется от Господа. И хорошо, если он вовремя увидит ту опасность, в которой он находится, увидит ту пропасть, которая образовалась из-за его рассеянности, из-за его беспечности, из-за того, что он вместо того, чтобы жить в добре, устремился ко всякому злу и, таким образом, удалившись от Бога, оказался в тяжкой такой опасности, в тяжелых обстоятельствах, от которых может освободить человека только Сам Господь.

Из притчи мы видим что, когда блудный сын, тяжко согрешивший и осознавший свое грехопадение, потому что он сказал, что придет к отцу и скажет: «я согрешил против Неба и против тебя» и с таким покаянным чувством вернулся к своему отцу. А отец, вместо того, чтобы досаждать ему, радовался, что этот грешник возвратился, что он пропадал и нашелся, и поэтому обнял его, дал ему лучшие одежды и устроил пиршество, которого был недостоин этот блудный сын. Но отец по своей любви совершил такое благодеяние по отношению к нему, даже дал ему перстень, а перстень — это тогда означало владение имуществом хотя этот блудный сын растратил имущество, которое было ему дано, а отец дал ему перстень на руку, который свидетельствовал, что он мог распоряжаться и тем имуществом, которое имеется у отца, и которому этот блудный сын уже не имеет никакого отношения из-за того, что он получил свое и растратил. А вот отец по милосердию своему воздал многократно за то, что он раскаялся, что он пришел в сознание своей вины, что он решил исправиться. Вот такой путь человека, который, действительно, возвращается к подлинной, истинной свободе.

Истинная свобода — это не произвол. Истинная свобода — это то, что утверждает человека в добре. Святой апостол Павел в Послании к Галатам говорит: «К свободе призваны вы, братья, только смотрите, чтобы свобода ваша не привела к угождению плоти»(Гал.5:13). Там, где угождение плоти, там нет свободы, потому что человек предается всевозможным удовольствиям, старается ублажать себя, и, таким образом, он становится рабом того, над чем должен быть властелином, над чем он должен властвовать, как существо разумное, наделенное и образом Божиим, и разумом, и другими дарованиями и талантами, которыми удостаивает Господь человека.

Вот, дорогие братья и сестры, то, что нам предлагает и апостольское и евангельское чтение. Поэтому мы должны всегда сознавать, что мы обязаны быть свободными в подлинном смысле, потому что христианская свобода, свобода в христианском понимании, ничего не имеет общего с произволом. А произвол часто воспринимается как свобода, возможность человеку жить так, как ему угодно. И поэтому появляются и в наше время можно видеть, как много блудных сыновей или дочерей отрываются от дома родительского, стараясь удалиться как можно дальше от родителей, от надзора родительского, думая, что они уже повзрослели, что уже могут жить самостоятельно, а вместо этого предаются пьянству, наркотикам и многим другим пристрастиям, которые не только калечат их физически, но и духовно. Таких много еще и других дочерей и сыновей, которые, хотя и живут в родительском доме, однако, по своим нравам они отчуждены от своих родителей по своему поведению, по своим стремлениям греховным очень далеки, хотя живут рядом с родителями. И это очень пагубно. Конечно, есть много и таких, которые имеют ложные убеждения и следуют ложным убеждениям, таких, как говорит один из современных писателей, «которые увлекаются и арианством, и шаманством — всем, чем угодно, чтобы только расстаться с христианством и два тысячелетия зачеркнуть». То есть, очень много увлечений имеется у людей, которые сковывают человека, которые делают его рабом того, чем он увлекается. А Господь создал человека для того, чтобы он жил в добре, чтобы он познавал Господа, чтобы жил с Господом, чтобы всегда пребывал во Христе и со Христом. К этому нас призывает и святой апостол Павел, и святой апостол Лука посредством притчи о блудном сыне.

Притча о блудном сыне нам говорит также о том, что как бы глубоко ни пал человек, он имеет надежду. Никогда не должен терять надежду на Божие милосердие. И вот с этой надеждой мы всегда должны преодолевать всевозможные трудности и искушения. Бывает, что человек впал в тяжкий грех, он думает, что он последний грешник, что нет ему прощения, он пребывает в унынии, в упадке духовных сил вместо того, чтобы обращаться ко Господу, надеяться на Божию любовь, на Божие милосердие, которое Господь простирает ко всем людям, потому что Он пришел не для того, чтобы люди погибли, а для того, чтобы достигали спасения.

Будем же, дорогие братья и сестры, следовать всегда к тому, к чему нас призывает слово Божие, чтобы всегда находиться с Богом и с помощью Божией мы все преодолеем.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
8 февраля 2015 г.