Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приближается время Великого Поста, Святой Четыредесятницы, которое святые отцы называют «весной духовной». Это время благодатное, для того, чтобы мы усердно постились и освобождали свои души от тех грехов, которые в течение предыдущего времени так или иначе, как бы приросли к нашей природе, и мы имели бы возможность в этот период святой освободиться от этих недугов.

Святая Церковь заблаговременно готовит нас к этому знаменательному времени. В прошлое воскресенье мы слышали евангельское повествование от Луки, в котором говорится о начальнике мытарей Закхее и о том, каким образом он решил изменить свою жизнь: не только покаялся в своих согрешениях, но и решил исправиться. В этом, собственно, и состоит истинное покаяние, не только в том, чтобы осознать свои грехи, но и в том, чтобы изгладить их из своей жизни и загладить свои прегрешения перед теми людьми, перед которыми человек согрешает. Закхей, как известно, сказал, что «пол имения своего раздаст нищим, а кого обидел — воздаст вчетверо». Таким образом он решил загладить свои прегрешения перед ближними, потому что жил неправедно, взимал много больше, чем требовалось, поэтому он решил таким образом именно изгладить свои грехи.

И Святая Церковь сегодня, продолжая наше приготовление к Великому Посту, тоже из Евангелия от Луки предлагает нам притчу Самого Господа и Спасителя нашего, притчу о мытаре и фарисее. Эта притча хорошо нам известна, из года в год всегда в первую приготовительную Неделю к Великому Посту Святая Церковь оглашает наш слух этой притчей. Здесь представлены два человека, два образа, два направления жизни и различные отношения к собственной своей душе, к тем духовным потребностям, которые каждый человек должен иметь. Перед нами фарисей встает во всем своем неприглядном величии. Сам себя величая, он благодарит Господа за то, что он не таков как прочие люди: обманщики, прелюбодеи, грешники или, как мытарь, который стоял вдали и, только вздыхая, молился ко Господу, тихо ударяя себя в грудь, не смея даже поднять свои глаза к небу. И, таким образом, мы видим два разных типа людей, которые по-разному относятся и к своим делам и поступкам и по отношению к другим.

Что такое фарисей? Фарисей — это представитель фарисейской секты. Фарисеи гордились тем, что они очень хорошо знают Закон Моисеев, поэтому скрупулезно старались исполнять этот Закон, обращая главное внимание не на дух этого Закона, а на внешние предписания. Поэтому фарисей гордился тем, что он мог поститься два раза в неделю, что он дает десятину от всего того, что он приобретает — вот этим он хвалился, не какими-то внутренними добродетелями, тем более, что и в Ветхом Завете было сказано, что необходимо любить Бога всем сердцем и ближнего своего, как самого себя. А разве фарисей проявил такую любовь к своему ближнему? Фарисей презирал мытаря, который стоял за ним, он презирал и всех людей, называя их обидчиками и прелюбодеями, как будто никого среди его знакомых и ближних не оказалось человека достойного внимания. Он один только такой хороший, а все плохие, все не заслуживают не то что внимания, а заслуживают презрения, которое проявил фарисей по отношению к мытарю, который смиренно ударяя себя в грудь, каялся Богу и говорил: «Боже, милостив буди мне грешнику».

Вот, дорогие братья и сестры, два примера, очень разительно отличаются друг от друга и внешним видом своим и, конечно, главным образом, своим внутренним духовным состоянием. Мы можем сказать, что эта притча была произнесена в далекие от нас времена и к нам не имеет никакого отношения. Но на самом деле, если мы обратим пристальное внимание на то, что говорится в притче, то увидим, что эта притча всегда имеет актуальное значение, она имеет отношение и ко всем людям и к нам. Мы можем сказать, что нет фарисеев, нет мытарей, но таких, конечно, нет среди нас, которые по названию являются таковыми, но по содержанию, по своей внутренней сущности очень много таких фарисеев, которые гордятся, которые тщеславятся, которые стремятся к тому, чтобы самих себя хвалить, чтобы другие тоже восхваляли их. Есть очень много таких людей, которые жаждут человеческой славы, в основе чего лежит гордость и тщеславие. Это вот то, что было характерно для фарисеев и то, что бывает характерно для многих людей мира сего.

Мы можем сказать, что нет мытарей, но сборщики податей, имеются, и каждый человек, который так или иначе связан с материальными средствами, может по-разному относиться к использованию их, пользуясь своим положением может присваивать то, что ему не принадлежит.

Но конечно, дорогие братья и сестры, если мы будем рассматривать притчу эту и судить о наших ближних, то мы недалеко уйдем от настроения фарисея. Притча побуждает нас не судить о других людях, а о самих себе подумать и осуждать самих себя за те внутренние и внешние недостатки, которые имеются у нас, за те прегрешения, которые мы совершаем повседневно в нашей жизни. Если мы поставим себя между мытарем и фарисеем, то конечно, должны, в свете этой притчи, которую мы слышали сегодня, рассмотреть свою собственную жизнь, если мы на свои часто внешние добродетели обращаем большое внимания и считаем, что мы все исполняем, стараемся во всяком случае исполнять, то тем самым мы недалеко отошли от фарисея, который обращал внимание на свои внешние добродетели — исполнение предписаний Ветхозаветного закона, не заботясь о сущности того, что требуется. А ведь Господь еще в Ветхом Завете сказал: «не жертвы хочу, а милосердия». И, действительно, милосердие — это то, что должно быть присуще каждому человеку, тем более христианину, который верует в Господа, Которого апостол Иоанн Богослов называет Любовью неизреченной, простирающейся на всех людей. И поэтому, дорогие братья и сестры, если мы на недостатки других людей смотрим, как бы через темные очки, то мы тоже являемся подражателями фарисея, который не видел никаких достоинств окружающих его людей, а считал всех грешниками. Если мы будем смотреть на людей, которые живут худо и будем сравнивать нашу жизнь с ними и будем думать про это или даже говорить, что мы лучше этих людей, то мы тоже недалеки от фарисейского настроения. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны внимательно рассмотреть свою жизнь и свое настроение, свое отношение к тому, что мы совершаем, как мы совершаем, как поступаем, что мы думаем, каково наше внутреннее духовное состояние, каково наше отношение к окружающим нас людям.

Если, конечно, человек, который живет в мире, распоряжается материальными средствами, но пользуется ими только для себя, то он уподобляется мытарям, которые много брали, больше чем требовалось для своих нужд, обирали окружающих людей, и поэтому, такие люди уподобляются мытарю, до его покаяния. Но, если же подобно мытарю евангельскому, человек сознает свои прегрешения и кается пред Господом, то он уподобляется тому мытарю, который был в храме, о котором говорит Господь ныне в притче. Этому евангельскому мытарю, который, как говорит Господь: «возвратился в свой дом более оправданным, чем фарисей», который хвалился своими добрыми делами.

Заключая притчу, Господь сказал, что «сам себя возвышающий будет унижен, а унижающий себя будет возвышен». Таким образом Он определил то, что имеет отношение и к фарисею, который сам себя возвышал и тем самым он унизил себя, и, если говорит Господь о том, что «унижающий себя возвышен будет», то имел в виду, конечно, мытаря, который смиренно просил у Господа прощения своих прегрешений.

Гордость и тщеславие — это пагубные пороки, которые растравляют внутреннее духовное состояние человека и пагубным образом действуют на окружающих людей.

Смирение — это добродетель, которая собой укрепляет все добродетели, совершаемые человеком. Истинное смирение возвышает человека, а не унижает. Сам себя человек может унижать, быть смиренным, но Господь возвышает такого человека. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — говорит святой апостол Петр. И, поэтому, конечно, дорогие братья и сестры, эта притча, которую мы слышали сегодня, должна побуждать нас отвращаться гордости и тщеславия и стремиться к тому, чтобы быть смиренномудрыми, уподобляться мытарю, который с покаянием взывал ко Господу. Святая Церковь приглашает нас церковными песнопениями, чтобы мы избегали «высокоглаголания фарисейских словес» и стремились к тому, чтобы подражать смиренномудрию мытаря.

Будем же, дорогие братья и сестры, внимать к тому, к чему призывает нас ныне святая Церковь и стремиться к тому, чтобы действительно, обогащаться смирением, смиренномудрием и таким образом противостоять пагубной гордости и тщеславию, в чем, да поможет нам Господь по Своей благодати и человеколюбию.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
1 февраля 2015г.