Проповедь в Неделю о Самаряныне (10.05.2015)

Христос Воскресе!
Ныне, дорогие братья и сестры, в Неделю о Самаряныне, Святая Церковь обогащает нас глубокими познаниями из Слова Божия, из Священного Писания, которое мы слышали сегодня за Божественной Литургией. И это, прежде всего, касается Деяний святых апостолов, потому что в Деяниях повествуется о начале бытия Церкви Христовой, главой которой является Воскресший Господь Спаситель.
Святая Церковь напоминает нам о тех событиях далеких, которые имели место в жизни Церкви в период апостольского служения, назидает нас, наставляет и говорит нам о том, что мы должны воспринимать из того о чем нам повествуется в Деяниях святых апостолов.
А Деяния святых апостолов нам говорят относительно того, что после гонения, которое имело место в Иудее, связанное с побиением камнями архидиакона Стефана, христиане разделились по разным местам. Они рассеялись до Финникии, до Кипра, до Антиохии и там проповедовали о Воскресшем Господе. Особенно успешной проповедь была в Антиохии, как свидетельствует дееписатель, в этом городе очень много людей уверовало во Христа. Правда, дееписатель замечает, что те, которые пришли из Иудеи проповедовали только среди иудеев, но пришедшие из Кипра и других мест проповедовали даже среди язычников. И проповедь среди иудеев и язычников была весьма благоуспешна — многие люди приходили к вере во Христа. Видя такой успех, Иерусалимская община отправила в Антиохию апостола Варнаву, который, придя в город Антиохию, возрадовался тем неизреченным дарам Божией благодати, которые проявились в том, что множество людей встали под знамя Христово. И, возрадовавшись об этом, он решил отправиться в город Тарс к апостолу Павлу, чтобы его пригласить в Антиохию, дабы закрепить успех проповеди о Христе. Апостол Павел вместе с Варнавой, как говорит дееписатель, в течение целого года проповедовали в Антиохии, и еще большее число уверовало во Христа.
И впервые, как сказано в Деяниях, верующие во Христа стали именоваться Христианами, а до этого, как мы видим из Посланий апостольских, христиане именовались то «верными», то «свидетелями», то «народом избранным» и другими именами, в том числе, именовались «святыми», потому что они получили освящение в Таинстве Крещения, и многими другими именами, которыми именовались уверовавшие во Христа. А вот с того времени, когда апостол Павел с Варнавой благоуспешно проповедовали в Антиохии, то христиане стали именоваться именно христианами, верующие во Христа стали именоваться именно этим славным именем. И это имя, конечно, более всего определяло принадлежность именно ко Христу. Христиане тем самым исповедовали, что они Христовы, что они со Христом, что они готовы всегда быть с Господом и Спасителем своим. И поэтому с древних времен: и во время жизни апостолов и послеапостольскую эпоху, в период мужей апостольских, в III веке, когда гонители спрашивали христиан о звании, о должности, о происхождении, то они всегда говорили: «Я — христианин, я — христианка», и этим они определяли свое отношение ко Христу. Поэтому они мужественно исповедовали Христа, не желая расстаться с Господом, не жалели ни сил, ни здоровья, ни даже самой жизни, потому что они были преданы Христу и дорожили именем христианин или христианка.
Вот таково значение того, что происходило в городе Антиохии из-за такого успешного проповедования слова Божия в этом городе апостолами Варнавой и Павлом, а до этого и другими верующими, которые из Иудеи пришли в этот славный город и там возвещали о Христе распятом и воскресшем.
Из Священного Писания мы знаем о том, что различные именования имеются в отношении человека, например, в Ветхом Завете говорится: «был человек, имя ему Иов», в Новом Завете говорится: «был человек, имя ему Иоанн». И вот это наименование человека является очень важным в Священном Писании. Конечно, в обиходе мы несколько по иному употребляем это слово: иногда говорим, что это человек с большой буквы, иногда говорим, что это человек добрый, приятный, только нужно иметь ввиду, что наши определения часто бывают ошибочными. Когда мы знаем, что человек по внешности приятный, такой обходительный, а на самом деле в конце концов оказывается грабителем, даже убийцей и делается он приятным только для того, чтобы войти в доверие к людям с тем, чтобы потом ограбить или даже лишить жизни поэтому эти определения имеют условный характер, а вот то, что говорится в Священном Писании об Иове праведном и об Иоанне, когда они называются человеком, то подразумевается при этом, что он и добрый, и сердечный, и приятный Богу прежде всего. В римском обществе важное значение имело наименование, «римский гражданин» — это почетное звание, отличавшее их от плебеев и рабов, к которым относились презрительно, потому что они составляли низшие классы. Но эти деления и наименования определялись и назначались людьми, которые руководствовались представлением тогдашнего мира о взаимотношениях между людьми.
Что же касается имени христианин, которое заменило другие наименования, имевшиеся в употреблении до этого в жизни христиан, то оно означает, что если говорится о христианине, то при этом подразумеваются и прежние наименования: верный, святой, народ избранный, человек новый, человек, который ходит в обновлении жизни во Христе Иисусе. Все эти понятия входили в понятие христианин, поэтому христиане древнего периода жизни первенствующей Церкви всегда дорожили этим именем. Они считали себя христианами, потому что были действительно верными, стремились к святости, стремились к тому, чтобы ходить в обновлении жизни и своим наименованием соответствовали тем, что они делали, то есть их жизнь соответствовала их наименованию.
Святой апостол Павел говорит относительно того, что, если верующие во Христа считают себя христианами, то они должны ходить достойно звания, в которое призваны, а это звание именно христианина. Вот это звание — самое дорогое. Поэтому ему нужно соответствовать не словами только, но и делами. Недостаточно говорить: «Я — христианин» или «Я — христианка», но и жить нужно в соответствии с этим наименованием, как показывает пример древних христиан в первые века существования Церкви Христовой. В особенности это ярко проявилось в эпоху гонений, когда очень много мучеников и исповедников желали расстаться со своей жизнью только бы не расстаться со Христом и оказаться достойными этого славного имени христианина. Вот, дорогие братья и сестры, то, что нам поведало Священное Писание в нынешний день.
Деяния святых апостолов также говорят нам относительно того, что среди христиан, которые проповедовали в Антиохии, был пророк по имени Агав. Он был прозорливым и предсказал, что скоро наступит голод по всей стране, и поэтому христиане, жившие в Антиохии, решили каждый по своему достатку собрать средства для тех христиан, которые жили в Иудее. Свидетельство об этом говорит нам о том, что христиане в каждый момент таких испытаний, в том числе и стихийных, о которых говорил пророк Агав, оказывали соответствующую благотворительную помощь нуждающимся людям.
Святое Евангелие, которое мы слышали сегодня, поведало нам о Самарянке, о том, как Господь беседовал с этой женщиной. Она жила в соответствии с теми представлениями, которые были характерны для самарян. Самаряне отделились от иудеев и поэтому они поклонялись Богу не в Иерусалиме, не приходили в Иерусалимский храм, а имели свой храм на горе Гаризим. Несмотря на то, что они происходили из богоизбранного народа, жили обособленно от иудеев, относившимся к ним с презрением. Самарянка жила во грехе, как она сама призналась, потому что Господь ее обличил. Но вот, будучи грешной такой, она в то же время интересовалась тем, что касается вопросов поклонения Богу, и вот она спросила Господа: «Вот вы в Иудее считаете, что поклоняться нужно только в Иерусалиме, мы поклоняемся на горе Гаризим», а Господь сказал: «Богу нужно покланяться в Духе и Истине». И таким образом Он преподал этой женщине, несмотря на то, что она была грешницей, истинное учение, а также учение о Своем благовестии, как о живой воде, которая может привести в жизнь вечную тех, кто исправляет свою жизнь.
Жители города, которые просили Спасителя остаться у них в течение еще некоторого времени тоже получили соотвествующее назидание и говорили Самарянке: «Уже не по твоему слову, а сами слышали от Спасителя наставления, поэтому веруем, что Он, действительно, ниспослан свыше».
Вот это те наставления, дорогие братья и сестры, которые мы должны подчерпать в нынешний день из Священного Писания, из Деяний святых апостолов и из Евангелия, в котором повествуется о беседе Господа с Самарянкой. Мы должны воспринимать эту беседу Господа с Самарянкой, как беседу Господа с нами. Потому что мы должны внимать тому, что говорит Господь о живой воде, о необходимости покланяться Богу в Духе и Истине, покланяться на всяком месте Его владычества.
Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться к тому, чтобы жить по-христиански. Святитель Тихон Задонский, говоря о звании христиан, напоминает, что велико значение имени Христианина, но нужно испытать себя: действительно ли мы являемся Христианами по жизни. Мы кичимся своей верою — но живем ли в соотвествии с нашей верой? Мы считаем, что живем по Евангелию, читаем, по крайней мере Евангелие, но живем ли в соответствии с тем, что требует от нас Евангелие? Поэтому святитель Тихон Задонский говорит, что необходимо не только именоваться Христианами, кичиться своей верою, хвалиться тем, что мы имеем Евангелие, но и жить в соответствии с верой и по требованиям евангельских заповедей. А святитель Иоанн Златоуст, который много лет трудился в Антиохии в том самом городе, в котором проповедовали апостолы Варнава и Павел, там он, будучи пресвитером, проповедовал и тоже весьма благоуспешно. Но в период жизни святителя Иоанна в Антиохии, в этом городе, где он жил, в IV веке, как свидетельствует история, было только половина христиан. В Антиохии проживало около двухсот тысяч жителей, так что примерно сто тысяч было христиан, а сто тысяч — язычников, иудеев и других людей. И поэтому святой Иоанн Златоуст призывал христиан к тому, чтобы они проповедовали о Христе и словом, и, в особенности, своей жизнью. Он говорит, что если бы все христиане были настоящими христианами, не только по имени, то вокруг не было бы язычников. И то, что говорил святитель Иоанн Златоуст в далекое от нас время, в IV веке, актуально и в наше время. Потому что и нам мог бы сказать Иоанн Златоуст: «Если бы вы были истинными христианами, то вокруг вас не было бы язычников».
Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться к тому, чтобы, исповедуя себя христианами, жить во Христе и со Христом, и в делах своих являть истинную нашу веру.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

10 мая 2015 года