Проповедь в Неделю о слепом (17.05.2015)

Христос Воскресе!
«Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, яко слепый от рождения», этими словами церковного песнопения Святая Церковь побуждает нас к тому, чтобы мы евангельское повествование прилагали к нашей собственной жизни, к нашему духовному состоянию.
В Евангелии очень часто говорится о таком духовном состоянии, которое порождает духовную слепоту. Это бывает тогда, когда человек одержим бывает гневом, злопамятностью, ненавистью и многими другими пороками, которые, подобно непроницаемой пелене, застилают духовные очи и не дают возможности человеку видеть истину. И в таком состоянии человек чаще всего считает себя лучше других, а в отношении окружающих полагает, что они гораздо хуже его самого. И вот в таком духовном состоянии находились фарисеи, о которых очень часто говорится в священном Писании Нового Завета. Фарисеи считали себя выше и лучше других, они полагали, что они хорошо знают Моисеев закон, и хвалились тем, что они исполняют этот закон. Хотя, на самом деле, далеко не всегда они исполняли предписания того, что содержится в законе Моисеевом.
И вот нынешнее евангельское повествование, которое мы слышали за Божественной Литургией, как раз нам и говорит об одном из событий, которое послужило обнаружением этого духовного состояния, которое именуется духовной слепотой. Это связано с совершением Господа одного из величайших чудес, а именно исцеления слепорожденного. Мы занем, что слепота, если человек теряет зрение, то это для него несчастье, но, когда человек рождается слепым, то это еще большее несчастье. Но как явствует из евангельского повествования, что духовная слепота хуже даже слепоты физической, потому что это свидетельствует о пагубном внутреннем нравственном состоянии человека. Несмотря на то, что он человек может внешне кажется благочестивым, соблюдает правила, традиции, делает внешне добрые дела, но внутри у него очень много гнилости греховной. Такими были фарисеи, потому что, когда Господь совершил исцеление слепорожденного, они всячески старались допытываться у этого несчастного, который исцелился от слепоты: «действительно ли он был слепым? действительно ли он получил исцеление от своего недуга? действительно ли Тот Человек, который это сделал достоин того, чтобы Его прославляли? и не является ли Он грешником, потому что исцеление произошло в субботу?»
Фарисеи считали, что если какое доброе дело человек совершает в субботу, то это нарушение заповеди о субботнем покое, вовсе не памятуя о том, что в Священном Писании Ветхого Завета говорится относительно того, что для добрых дел не может быть покоя, не может быть соблюдения субботы в этом отношении. Это только для дел, которые делает человек для самого себя. Вот от этого человек должен освобождаться и посвящать день седьмой Богу. А добрые дела — это и есть дела во славу Божию. Фарисеи этого не понимали, не хотели понимать. И поэтому, когда они видели чудеса Господа, они не хотели признавать эти чудеса, не хотели внимать Божественному учению. И вот, когда совершилось избавление от слепоты слепорожденного, фарисеи стали допытываться каким образом это произошло. Конечно, с одной стороны это представляется верным, правильным, потому что не нужно легковерно воспринимать те или иные события, а нужно проверять действительно ли они произошли, так что в этом отношении фарисеи правильно поступали, но неправильные выводы сделали из этого. Они стали допытываться и спрашивали у слепорожденного, каким образом он получил избавление. И опять не верили, что это был тот самый человек, который был слепым и просил милостыню. Другие говорили, что только похож на того человека, которого они знают как слепорожденного, просящего милостыню. Поэтому послали к родителям и стали спрашивать: «Действитльно это ваш сын? Действительно ли он слепым родился? Действительно он стал зрячим и почему стал зрячим?» Но родители сказали: «Да, мы знаем, что это наш сын, что он родился слепым, но как он получил избавление от своего недуга, мы не знаем, он сам человек взрослый и может ответить на все интересующие вас вопросы». Так ответили родители, потому что они боялись отлучения от синагоги, ибо фарисеи сговорились, если кто признает Иисуса Христом Сыном Божиим, то нужно такого человека отлучать от синагоги. А отлучение от синагоги вело к тяжким последствиям, потому что отлученные подвергались всевозможному презрению со стороны окружающих людей.
А фарисеи снова и снова спрашивали этого человека, как он получил избавление от недуга. А поскольку он получил исцеление в субботу, фарисеи говорили, что исцеливший тебя от болезни в субботу является грешником, потому что он нарушил субботу.
Но и между фарисеями произошла распря из-за того, что одни порицали самого исцеленного и Того, Кто исцелил слепорожденного, а другие фарисеи наооборот говорили, что грешный человек не может творить таких дел, и стали снова вопрошать исцеленного, каким образом он получил избавление от болезни? Он сказал: «Я уже все вам сказал, все как было, что человек этот взял брение, помазал мои глаза, сказал пойти к источнику Силоам, пойти умыться там — я вот умылся и прозрел, и таким образом получил исцеление от своего тяжкого недуга». Но фарисеи на этом не успокоились, они хотели услышать от исцеленного хулу на Того, Кто совершил это чудо. Они сказали: «Ты прославь Бога, потому что Тот Человек, Который тебя избавил от недуга и Которого ты считаешь пророком — грешник, поскольку субботы Он не соблюдает». Но прозревший сказал: «Грешен Он или нет, я не знаю, знаю только, что грешников Бог не слушает, а слушает только того, кто почитает Бога». И изгнали этого человека из своей среды фарисеи, не имея что сказать против того, что он сказал. Потому что, действительно, сам факт, само чудо, которое было совершено, является самым ясным свидетельством того, что Господь Своим всемогуществом совершил избавление человека от слепоты. И таким образом фарисеи оказались «душевными очима ослепленные», в то время, как слепорожденный, освободившись от слепоты физической прозрел духовно, потому что он прославил Бога, и когда Господь пришел к нему и сказал: «Хочешь ли видеть Сына Божия?», а тот сказал: «А кто Сын Божий?». Господь сказал: «Тот, Кто говорит с тобою». И этот человек поклонился Господу, как Богу, свидетельствуя тем самым, что он не только физически, но и духовно прозрел, поэтому истинно прославил Бога.
Вот таково евангельское повествование, которое нам говорит о том, как нам опасно заблуждаться, потому что человек, который находится в состоянии духовной слепоты истину очень часто считает за ложь, а ложь готов защищать как истину. Человек этот не видит ничего доброго в окружающем мире, не считает людей за людей, потому что считает гораздо худшими себя. Если человек озлоблен, если он пребывает в гневе, то грехи и пороки, страсти настолько затемняют его духовные очи, что он не может об окружающих людях говорить правильно, достойно, в соответствии с их действительными внутренними духовными качествам и внешним поведением. И, таким образом, этот человек находится в страшном заблуждении, которого не осознает, потому что «раб не тот, кто в оковах, а кто не осознает своих оков». А эти оковы фарисеи имели, «шоры»на глазах, из-за которых они не видели ничего доброго вокруг себя, почитая себя лучшими, чем окружающие их люди.
Таким образом, дорогие братья и сестры, мы видим на примере евангельского повествования, как опасна весьма слепота духовная. Причем очень важно иметь ввиду, что слепотой духовной страдают не только люди невежественные, но и люди как будто бы просвещенные, каковыми были фарисеи. Ведь они хорошо знали Моисеев закон, но исполняли его только по внешним предписаниям, а вот сущность закона они игнорировали. Потому что они понимали бы, если бы были духовно зрячими, что истинное поклонение Богу не нарушается тогда, когда в субботы творятся добрые дела. А этого они не понимали, не признавали, поэтому всячески осуждали Господа за то, что творил добрые дела и совершал великие чудеса именно в день субботний.
Вот, дорогие братья и сестры, то, что мы можем почерпнуть из этого евангельского повествования. Будем же, внимая тому, что нам говорит Сам Господь через Свое Евангелие, заботиться о том, чтобы не быть «душевными очима ослепленными», а приходить к Господу, подобно слепорожденному, для того, чтобы всегда быть зрячими не только физически, но и духовно созерцать ту истину, которую провозвестил нам Господь, чтобы ходить в свете этой Истины. Потому что Сам Господь «путь и истина и жизнь»(Ин.14:6). И поэтому мы всегда должны четко и ясно и ревностно следовать по этому пути.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
17 мая 2015 года