Проповедь в праздник Благовещения Божией Матери 07.04.2015г.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слово Божие сохранило нам немного сведений относительно Преблагословенной Девы Марии. Но те крупицы, которые содержатся в Священном Писании, являются драгоценными жемчужинами, которые постоянно нас обогащают никогда не оскудевая.
И ныне, дорогие братья и сестры, Священное Писание нам поведало о преславном событии, которое послужило основанием для установления нынешнего торжества, праздника Благовещения Божией Матери. Сегодня мы слышали евангельское повествование, в котором говорится о том, что Архангел Гавриил в начале евангельской истории, на заре этой истории, возвестил Божией Матери Благую весть, а через нее и всему миру. Благую весть о том, что в мир придет Спаситель мира, что будет Боговоплощение, будет явление в мир Того, Кто вместе с Богом Отцом творил мир и промышлял о нем.
И вот это событие, дорогие братья и сестры, свидетельствует нам об очень важных и знаменательных моментах, которые необходимо учитывать в нашей собственной жизни. Когда Дева Мария услышала благовестие архангела Гавриила, то смутилась, потому что, действительно, эта весть была необычной. Но архангел утешил Ее, сказал, что Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Себя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). И после этого Преблагословенная Дева Мария сказала: «Вот я, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему»(Лк.1:38). Таким образом, Она явила смирение, послушание и преданность Богу, назвав Себя «рабой Божией».
И мы, дорогие братья и сестры, тоже называем себя рабами Божиими, но действительно ли мы являемся таковыми? Не всегда мы осознаем: почему мы так говорим и что это означает для нас, к чему это обязывает нас в нашей повседневной жизни, в нашем поведении, в нашем отношении к себе подобным в окружающем нас мире? Конечно, некоторые могут говорить, что это понятие «раб Божий» какое-то архаичное, устаревшее. Ведь рабство давно уже ликвидировано, и ему нет места в новой истории человечества. Но на самом деле, то, что говорится в Священном Писании о рабах, имеет особое значение, совсем не в том смысле, как это употребляется в обыденной жизни. Потому что в слове Божием, когда речь идет о рабстве, то имеется ввиду, что раб — это соработник Богу, кто работает Богу, кто является слугой Божиим и исполняет волю Божию. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Есть три вида рабства: одно рабство — по сотворению, в соответствии с тем, что говорит Священное Писание о всех творениях, которые должны почитать своего Создателя, подчиняться Ему: «всяческая работа Тебе» («Все служит Тебе» — Пс.118,91).
«Второе рабство — говорит святитель Иоанн Златоуст, — это рабство по вере», в соответствии с тем, что говорит святой апостол Павел, а он говорит относительно того, что «верующие во Христа освободились от рабства греху и стали рабами праведности», так вот это второе значение рабства по вере. Стали христиане рабами праведности.
Наконец, третье проявление рабства — «рабство по образу жизни», — говорит святитель, то есть, когда человек живет в соответствии с советами Господними, всецело предан воле Божией. Когда он не своей греховной волей руководствуется в жизни, а, именно, Божией волей. По словам святителя Иоанна Златоуста, апостол Павел является рабом во всех этих трех смыслах. При этом, он замечает, что святой апостол Павел, когда называет себя «рабом», то это наименование считает выше всякого титула, то есть земные титулы для него не имеют никакого значения.
В самом начале Послания к Римлянам Апостол о себе говорит: «Павел — раб Иисуса Христа». То же говорит и святой апостол Петр в своих посланиях, называя себя «рабом Господа Иисуса Христа». Святой апостол Павел говорит что он, как и другие апостолы, были соработниками Богу, потому что беспрекословно исполняли волю Божию святую и совершенную.
И Божия Матерь являет нам яркий пример послушания. Но что это означает для нас, дорогие братья и сестры? Как мы можем проявлять свое послушание, свое смирение, свою преданность Богу? И если мы предаем себя в волю Божию, не означает ли, что мы, назвая себя «рабами Божиими», должны почивать «на лаврах» и думать, что все будет так, как Господь устроит, потому что мы предаемся в волю Божию? Но на самом деле, дорогие друзья, это мнение было бы ошибочным, Сам Господь говорит, что Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21) Таким образом, когда мы называем себя «рабами Божиими», то и должны исполнять волю Божию. Конечно, мы можем подумать, что Божия Матерь, которая явила преданность Богу, это высочайший пример, и нам невозможно такое же послушание проявлять по отношению к Господу. Несоменно, Божия Матерь явила величайший пример преданности Господу своим смирением и послушанием воле Божией. Но Священное Писание предлагает нам и другие примеры преданности Господу.
Особо в этом отношении являет пример ветхозаветный патриарх Авраам, который жил в прекрасном месте. Многие поколения его предков жили в этой земле, прекрасной многоводной долине, в течение многих десятилетий там трудился. Но Господь повелел ему идти в далекую неведомую страну. И он беспрекословно повиновался гласу Божию и предпринял далекий весьма трудный, тяжелый, под час и опасный путь в неведомую, далекую страну.
Другой пример: праведный, многострадальный Иов, который по попущению Божию лишился всего, даже находился в жалком состоянии, из-за того, что его посетила неизлечимая болезнь. Страдал он весьма тяжко и даже самые близкие люди не могли переносить его страданий, взирая на его положение. Его жена говорила ему: «Прокляни Господа, чтобы умереть тебе». Но что сказал праведный Иов? Вот мы сегодня в паремии, которая читалась во время Божественной Литургии, слышали о том, что праведный, многострадальный Иов сказал: «Буди Имя Господне благословенно», не проклинал он Его, чтобы умереть и избавиться от страданий, но прославлял имя Божие.
И еще один пример — это ветхозаветный пророк Моисей, величайший ветхозаветный пророк, который вывел богоизбранный народ из Египта. Фараон долгое время не хотел отпускать евреев из Египта, но десять казней вразумили его, он вынужден был отпустить всех, кто был в Египте из богоизбранного народа. Пророк Моисей вывел людей и находился уже у Красного моря. Фараон подумал, что он не только освободил богоизбранный народ, но и лишился рабочей силы, потому что на евреев было возложено тяжкое обязательство заниматься тяжким, по истине рабским трудом. Конечно, страна лишалась вот этих вот дармовых работников, которые почти ни за что трудились над тем, чтобы приносить пользу египтянам. Впереди море, сзади фараон с войском на колесницах настигает богоизбранный народ. Что же Моисей: по послушанию Богу вывел народ, обратился к Господу и Господь сделал так, что море расступилось и по суху народ прошел, а войско фараона было поглощено морскими волнами.
И в Новом Завете, дорогие братья и сестры, тоже множество примеров того, как верующие предавали себя воле Божией — это и сами апостолы, не только апостолы Петр и Павел, которых мы упомянули, но и другие апостолы, мученики, исповедники, подвижники, святители Церкви Христовой, все являли примеры смирения, послушания и преданности воле Божией, потому что беспрекословно исполняли свое служение, не жалели своих сил, своего здоровья, даже самой жизни, потому что шли на страдание, на смерть, но не отказывались от своих убеждений.
И, таким образом, дорогие братья и сестры, мы имеем множество примеров того, как нужно следовать за Господом, как нужно предаваться воле Божией святой и совершенной, и каким образом осуществлять свое служение.
У святых отцов имеется очень много назиданий касательно этого внутреннего состояния смирения, послушания, преданности Богу, которые будучи внутренним состоянием человека, проявляется и внешним образом. И, конечно, это состояние смирения, послушания, преданности противоположно другому состоянию, гордости. Мы знаем, что первые люди по гордости совершили грех, они захотели стать как боги и отвергли Божие повеление. Преподобный авва Дорофей в своем поучении «О смиренномудрии» говорит, что есть два вида смирения и есть два вида гордости. Смирение свидетельствует о том, что человек считает других людей выше себя. По отношению к Богу смирение проявляется в том, что человек, если даже сделает много добрых дел, то относит это не к своим заслугам, а считает, что он совершил при помощи Божией. Гордость же, наоборот, свидетельствует о том, что человек не других считает выше себя, а себя возвышает над другими, подобно евангельскому фарисею. По отношению к Богу гордость в человеке проявляется в том, что человек отвергает фактически волю Божию. Он делает то, что благоугодно ему, руководствуется своей эгоистической греховной волей. Поэтому гордость весьма пагубна.
Первым, кто совершил грех посредством гордости — это враг рода человеческого. Он и искушал людей в Раю, он и привел к тому, что совершилось грехопадение наших прародителей.
Преподобный авва Дорофей также приводит другой образ гордости и смирения. Он уподобляет смиренного человека дереву, на котором имеются плоды. Плоды, созревая, становятся большими, более тяжелыми, они склоняют ветви к земле. Это образ человека смиренного. Чем больше плодов, чем больше добрых дел, тем смиреннее тот человек, который имеет эту добродетель. Гордый же человек уподобляется дереву, на котором, хотя, может быть и имеются цветы, но нет завязи, а, если и завязываются плоды, то быстро опадают и, поэтому ветви этого дерева вздымаются вверх. Это образ человека горделивого, который ничего фактически не имеет за душой,но гордится тем не менее перед другими, думая, что он выше, что он лучше других.
Можно уподобить гордого человека резиновому шару, который от избытка надуваемого в него воздуха лопается, прекращая свое существование. То же самое и человек гордый, если он надмевается, то душа его умирает. Физически он жив, а духовно мертв. Мертв для Бога, потому что ничего у него доброго нет, если были когда-то прежние заслуги и дела, то все это ниспровергает гордость. Если человек считает, что он выше других, что только он имеет те или иные добродетели, а все люди ниже него, недостойны называться людьми, надмевается такой человек и находится в состоянии тяжкого греховного падения.
Вот, дорогие братья и сестры, то, что мы должны иметь всегда ввиду, когда рассуждаем относительно того, что нужно по примеру Божией Матери быть послушными и смиренными, и предаваться в волю Божию, потому что это необходимо для нашего спасения. Господь ведь пришел для того, чтобы люди имели возможность достигнуть вечной жизни. И воля Божия именно в том заключается, чтобы никто не погиб, но достиг вечной, блаженной жизни. И, поэтому, по примеру Божией Матери, по примеру тех святых, которых мы упомянули и которых много, потому что жизнеописание угодников Божиих указывает нам на множество таких примеров, которые свидетельствуют о том, что люди были смиренными, послушными, преданными воле Божией.
И вот это наше небольшое богомыслие, размышление над смирением Божией Матери, над тем, что Она была предана всецело Богу и душею, и умом, и сердцем, и всеми Своими чувствами. И, взирая также на пример святых угодников Божиих, завершим наше богомыслие тем прошением, которое часто мы слышим в храме Божием: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Деву Марию со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга весь живот наш Христу Богу предадим».

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

7 апреля 2015 года