Проповедь в праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне великий и радостный праздничный день в честь введения во храм Преблагословенной Девы Марии.
В младенчестве Она была воспитана в родительском доме. Святые праведные Иоаким и Анна прилагали все усилия к тому, чтобы надлежащим образом воспитывать свою единственную дщерь, которую даровал им Господь на склоне их лет. И они в благодарность Богу привели Богоизбранную Отроковицу в храм Иерусалимский для того, чтобы Она там возрастала телесно и духовно, и, действительно, как свидетельствует нам Предание, Преблагословенная Дева Мария там занималась молитвой, чтением Священного Писания, рукоделием, всё делала для благоукрашения Иерусалимского храма. Храм, таким образом, оказался важнейшим моментом в жизни Преблагословенной Девы Марии, потому что, пребывая здесь, Она возрастала в Боге и была приготовлена, как неодушевленный Храм Спаса.

И это событие, которое было в давно прошедшие времена, имеет особое значение и в жизни Христианской Церкви, потому что пребывание в храме имеет значение для каждого верующего человека. Каждый человек, живя в этом мире, в чем нуждается прежде всего? — в дыхании, в питании, когда заболеет — в лечении, вот пребывание в храме дает многое для духовного состояния человека. Дыханием является молитва, которая необходима каждому человеку.

Дева Мария молилась в Иерусалимском храме постоянно. Пищей для духовной жизни является слово Божие, и Преблагословенная Дева Мария питалась этой небесной неоскудеваемой пищей в течение того времени, когда Она была на воспитании при храме Иерусалимском.

Врачеванием для нас являются Великие Таинства, которые Господь учредил и даровал Своим верующим для того, чтобы приобретали необходимые врачевания и для тела и для души. И такими Таинствами, конечно, кроме Крещения, Миропомазания являются Покаяние, Причащение, Елеосвящение (соборование) и другие благодатные средства, которые дарованы Самим Господом Церкви для того, чтобы мы, пользуясь ими, возрастали и телесно и духовно, и всегда памятовали о тех дарованиях, которые Господь ниспослал нам по Своей великой и неизреченной милости.

Пребывание в храме, молитва в храме имеет важнейшее занчение. Конечно, каждый человек, по заповеди церковной, должен ежедневно молиться дома и утром и вечером, но храмовая молитва имеет особое значение, и вот праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы указывает нам на именно такое значение храма вообще.

В Православной Церкви существует чин воцерковления, когда на сороковой день наступает очищение матери и, когда крещеный младенец ею приносится в храм для того, чтобы совершить этот чин воцерковления. Священник говорит: «Воцерковляется раб Божий или раба Божия…» и другие слова произносит, которые говорят о том, что в деле воцерковления имеются определенные этапы — последовательно происходит это воцерковление. И конечно же было бы заблуждением, если бы мы считали, что чин воцерковления завершает весь процесс воцерковления — это только начало, а воцерковление может совершаться в течение длительного времени, в зависимости от духовного состояния человека. Бывает и так, что человек уже взрослый, как-будто постоянно ходит в храм, а еще недостаточно воцерковлен.

Что такое воцерковление? Это вхождение в жизнь Церкви, это стяжание духовной жизни, жизни во Христе и со Христом, то есть постоянное памятование о том, что необходимо, не останавливаясь, двигаться вперед на пути нравственного совершенствования. Если мы идем правильно этим путем, если исполняем заповеди Господни, если совершенствуемся в добродетели, если приобретаем навык в добродетели, то значит мы идем правильно. Продолжая то сравнение, которое было приведено — человек нуждается в пище: от пищи он может воздерживаться длительное время, без воды далеко не всегда он может много времени прожить, а что касается дыхания — дыхание ежеминутно требуется для человека, если прекращается дыхание — человек умирает. Точно также и в духовной жизни, если человек прекращает молиться или недостаточно молится, то вот это дыхание духовное прекращается, и человек постепенно духовно умирает.

В древности, подвижники, которые подвизались как отшельники, втсречаясь друг с другом, не приветствовались так как мы с вами говорим «добрый день» или «здравствуйте», а спрашивали: «Как деется молитва?» , потому что от этого зависит духовное благополучие человека, его духовное здравие, а не телесное, поэтому так и спрашивали: «Как деется молитва?» — как совершается молитва? — как совершается дело молитвы? потому что это дыхание духовной жизни.

Вот к этому нужно постоянно стремиться для того, чтобы стяжать и молитвенный дух, и, кроме того, молитва помогает в творении тех добрых дел, добродетелей, которые необходимо стяжать, потому что только добродетели имеют важное значение как во временной земной жизни, так и для того, чтобы человек удостоился вечной, блаженной жизни.

Итак, дорогие братья и сестры, внимая тому, что связано с праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы, будем стремиться к тому, чтобы воцерковляться, то есть постоянно стремиться к тому, чтобы жить духовной жизнью, жизнью во Христе и со Христом, в чем да поможет нам Сам Господь по молитвам и предстательству Преблагословенной Девы Марии.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
4 декабря 2014г