Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь близко! (Флп. 4:5) так, дорогие дорогие братья и сестры, ныне говорит нам святой апостол Павел в своем послании к филиппийским христианам. Среди многих других наставлений, которые он преподает своим современникам, святой апостол Павел изрек и эти знаменательные слова. Кажется, что в них может быть значимого, в этих двух словах: Господь близко? А этими словами святой апостол Павел указывает на то, что христиане, верующие во Христа, должны всегда ощущать близость к себе Господа и должны быть близки к Господу по своим деяниям, по своему внутреннему духовному состоянию.

Древние христиане, к которым обращался святой апостол Павел, знали что такое: Господь близко. Они всегда ходили пред Господом, памятовали о Господе — это и означает, что Господь близко, потому что люди ощущают эту близость Господа, знают, что «Господь везде сый и все исполняяй», все наполняет и обо всем совершает Свой Божественный Промысл. И это имеет очень важное значение, когда у человека есть такое убеждение и такое ощущение того, что Господь близок к нему и сам он близок ко Господу.

Святой апостол Павел говорит: «Господь близко». И это он говорит не только о себе, но и о тех единомышленниках, верующих, которые жили вместе с ним, к которым он обращался с своими наставлениями. А вот мы, дорогие братья и сестры, ощущаем ли близость к нам Господа? Ощущаем ли то, что Господь близок к нам, что Он всегда с нами и что мы всегда с Ним? Конечно, мы можем думать о том, что для древних христиан, которые жили в непосредственной близости к тому времени, когда на земле был Сам Господь, это, прежде всего, относится к апостолам, которые непосредственно общались с Ним и поэтому, естественно, они ощущали эту близость к земной жизни Господа. Эта близость не прекращалась и тогда, когда Господь вознесся от Своих учеников и заповедовал им проповедовать то Евангелие, которое Он возвестил.

Но это ведь относится и к тем людям, которые Господа не видели, но по слову святого апостола, они всегда ощущали близость к себе Господа, потому что по своей жизни богоугодной они сами были близкими ко Господу. И это ощущение имеет важное значение в духовной жизни, потому что, если бы мы надеялись на себя, на свои силы, стремились к тому, чтобы достигнуть близости к Господу, то труд наш был бы напрасен, потому что Господь Сам приближается к нам. Он говорит в Своем Божественном откровении: Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мною (Апок. 3:20) Господь этими словами олицетворяет Себя с обычным путником, который предпринял тяжелый труд путешествовать в течение дня и поздно вечером уже стучится в дверь для того, чтобы найти место для отдыха.

Но Он не только путник. Он здесь представляет Себя путником, потому что Он готов вечерять с тем, кто отворит дверь, и тот, кто отворит дверь будет вечерять с Ним. И Он ожидает, что не только человек, к которому стучится Он, откроет свою дверь, но и выйдет навстречу и с радостью примет этого Путника, Который станет спутником всей его жизни.

Мы тоже должны вот именно таким образом ощущать нашу близость к Господу. Но как достигнуть этого состояния, ведь Господь стучится к нам самыми разнообразными способами и средствами. Далеко не всегда мы, конечно, ощущаем вот это стремление Господа войти в дверь нашего сердца, а, между тем, Господь всегда готов придти на помощь каждому человеку. И, прежде всего, Господь стучится в наши сердца посредством Своего Евангелия, Своего Благовестия, Своего Божественного слова, которое оставил Он нам в назидание. Четыре святых евангелиста поведали нам о том, что сотворил Господь, что Он оставил нам в наследие, какие заповеди Он дал нам для того, чтобы мы исполняя их достигали того, к чему призывает нас Господь.

Евангелие — это Божественное слово, и оно обращено ко всему человечеству на все времена и оно относится так же и к каждому из нас. Слово евангельское — это послание, которое направлено к каждому человеку, который должен воспринять, как слово, которое имеет отношение к его собственной жизни, как слово Самого Спасителя, Который стучится в дверь нашего сердца посредством Своего Божественного слова, которое заключено в евангельском благовестии.

Господь стучится к нам и посредством Своей Церкви, которую Он основал и Главой которой Он является. Церковь, как говорит святой апостол, это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Церковь — это и наша мать и наставница, и учительница. Она и хранительница Божественного слова и истолковательница этого слова, потому что только Церковь имеет право хранить и истолковывать слово Божие, которое дано нам в наше назидание. Конечно, есть много людей, которые присваивают себе право владеть и распоряжаться самовластно словом Божиим, но это хищение. Это то хищение, которое наказывается Господом, потому что то, что Господом не дано, кому не поручено хранить и истолковывать Священное Писание, тот восхищает горделиво это право и возлагает на себя обязанность и возможность толковать по своему усмотрению слово Божие. Это весьма пагубно, потому что человек своим разумом не может постигнуть глубины того, что открыл и открывает нам Господь посредством Своего Божественного слова.

Господь стучится к нам в сердца посредством благодатных Таинств, в особенности Таинства Покаяния и Святой Евхаристии. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о том, что покаяние, конечно, истинное покаяние — это воскресение души, а причастие Святых Тайн Христовых — это дарование новой жизни. И поэтому, кто достойным образом готовится к Причастию, к принятию Святых Тайн Христовых и надлежащим образом, достойно, приступает к этим Тайнам, тот, как говорит Симеон Новый Богослов, ощущает непосредственную близость к нему Господа. Но опять таки, здесь нужно подчеркнуть, что святой Симеон Новый Богослов говорит именно о том, что нужно достойным образом готовиться и достойно приступать к Таинствам. Потому что, если мы приступаем к Таинствам, как к чему-то обыденному, к тому, что обычно в нашей повседневной жизни совершается, то это неправильно, потому что, как говорит святой апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:28-29). Об этом всегда нужно помнить, поэтому преподобный Симеон Новый Богослов напоминает о необходимости того, что нужно достойным образом готовиться к Таинству Причастия и достойным образом приступать. И, конечно, после принятия Святых Тайн Христовых достойным образом себя вести, для того, чтобы не расплескать той Божественной Благодати, которую мы принимаем посредством этого величайшего Таинства, которое святый отцы называют «Таинством Таинств».

Вот, дорогие братья и сестры, много средств и способов употребляет Господь для того, чтобы обратить нас к Себе и приблизить к Себе. Молитва, которую мы совершаем ежедневно и в личной своей жизни и в домашней молитве обращаемся к Господу, и, в особенности, когда мы в храме молимся, это тоже средство общения с Богом. Молитва — это дыхание и жизнь души. Если искренне совершается молитва, то она дает жизнь душе, если нет истинной молитвы, то душа замирает и делается бесплодной. И поэтому в древности многие подвижники, когда встречались друг с другом, спрашивали: «Как деется молитва?», потому что в зависимости от того как совершается молитва, как она трогает человеческое сердце, насколько она действительно приближает человека к Богу — всё это имеет очень важное значение. Если нет этого, то молитва превращается только в бесплодное молитвословие, как говорит святитель Феофан Затворник. Если молитва только молитвословие, то она не приносит плода, потому что молитва должна быть глубокой, сердечной и только в таком случае, действительно, способствует достижению того состояния, которое дает возможность ощутить близость к нам Господа.

Таким образом, дорогие братья и сестры, слово Божие и святые отцы нас наставляют в отношении того, каким образом мы можем приближаться к Господу и как Господь может быть близок к нам. Слово Божие говорит нам, что нужно нам подражать праведникам, которые, как говорит само Божественное Откровение, жили или ходили пред Богом или «жили во Христе», как говорит святой апостол Павел. Это означает, что нужно памятовать о том, что Господь все видит, все знает, обо всем промышляет и, что необходимо исполнять Его Божественное веление, которое заключается в данных нам заповедях.

Ныне, дорогие братья и сестры, мы совершаем особый праздник, двунадесятый, который напоминает нам об одном из знаменательных событий в евангельской истории. Господь входит в Иерусалим, и, как мы слышим в евангельском повествовании, одни с восторгом и радостным восклицанием встречали Господа, а другие, наоборот, негодовали. Господь близок был ко всем: и к тем, кто ликовал и к тем, кто негодовал. Но кто был близок к Господу? Конечно, те, которые воспевали Господа, радовались Ему, радовались этому пришествию в Иерусалим. А вот те люди, которые негодовали, несмотря на то, что они физически были близки к Господу, а на самом деле они были далеко от Него по своему внутреннему настроению, по тому отношению к Господу, которое они проявляли посредством своей ненависти.

Так, дорогие братья и сестры, физически можно быть и близко к Святыням, но, если внутреннее духовное состояние не соответствует святости того, рядом с чем мы находимся, то, естественно мы будем, хотя и физически близкими, но по существу далекими от Господа и от того, что нас приближает к Нему. Господь, как говорит евангелист Лука, восплакал об Иерусалиме из-за того, что Иерусалим не познал времени пришествия Господа. Хотя некоторые и прославляли Господа, но в общем Иерусалим не принял Его и допустил распятие Господа на Голгофе. Господь пришел в Иерусалим, но Иерусалим не открыл во всей полноте ворота свои.

Празднуя этот праздник, дорогие братья и сестры, мы должны открыть входы в сердца наши для того, чтобы Господь вошел к нам. Господь восплакался об Иерусалиме, но мы не должны допустить того, чтобы Господь огорчался от того, что мы живем не по Его заповедям.

Будем же, дорогие братья и сестры, празднуя этот праздник Входа Господня в Иерусалим, стремиться к тому, чтобы, действительно, как Сам Господь сказал: Он вошел к нам и вечерял с нами и мы с Ним.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
5 апреля 2015г.